Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Польский просветитель Григор Пирумян

В 1773 году в Речи Посполитой началась реформа образования. Возглавила этот процесс Эдукационная комиссия (от лат. educatio — «воспитание») — первый польский правительственный светский орган управления системой просвещения. Комиссия была создана решением Сейма по инициативе государственных деятелей во главе с королём Станиславом II Августом Понятовским.

Станислав II Август — по­след­ний ко­роль Ре­чи По­спо­ли­той, которая прекратила своё существование как суверенное государство после третьего раздела в 1795 году. Фото: wikipedia.org

Эдукационная комиссия реформировала систему начального, среднего и высшего образования — придала ему светский характер, расширила преподавание естественнонаучных предметов, утвердила преподавание на польском языке. В работе комиссии принимали участие видные представители польского просвещения. Среди них был Гжегож Пирамович, которого мы также знаем под именем Григор Пирумян.


Эдукационная комиссия была создана после упразднения папой римским Климентом XIV ордена иезуитов, который в Речи Посполитой контролировал в основном им же созданную систему учебных заведений. Комиссия переняла имущество ликвидированного ордена иезуитов и использовала его для надобностей просвещения.

Эдукационной комиссии подчинялись все школы, кроме Корпуса кадетов в Варшаве. По сути, став первым министерством просвещения в Европе, она предприняла попытку создания единой государственной системы национального, независимого от церкви образования. Вводилось всеобщее обязательное обучение, регламентировалась высшая школа, система подготовки преподавателей. Деятельность Эдакуционной комиссии была прекращена в 1794 году.


Будущий польский просветитель Гжегож Пирамович (Григор Пирумян) родился в 1735 году во Львове в армянской купеческой семье. Учился в иезуитских коллегиях в Луцке и Львове.

Впоследствии Гжегож Пирамович стал членом ордена иезуитов (1754–1773). В 1770–1773 годах преподавал философию в иезуитской коллегии во Львове, на основе которой в 1661-м был основан Львовский университет. Будучи секретарём Эдукационной комиссии на протяжении всего времени её существования, Гжегож Пирамович работал над составлением основного закона об организации просвещения в Речи Посполитой (1781).

Гжегож Пирамович (1735–1801) ǁ wikipedia.org

В своей работе, направленной на возрождение национальной системы просвещения в Польше, Гжегож Пирамович особое внимание уделял организации народных школ. В неоднократно переиздававшихся книгах «Нравственная наука для народа» (1785) и «Обязанности учителя» (1787) Пирамович рассмотрел роль приходских школ в начальном образовании народа, связанные с этим задачи учителя, вопросы физического, нравственного и умственного воспитания, методики начального обучения. Учитель, подчёркивал Пирамович, должен также быть активным общественным деятелем, представителем интересов крестьян.

Гжегож Пирамович ввёл в приходскую школу уроки морали, цель которой видел в формировании у учащихся гражданственности и патриотизма. По убеждению Пирамовича, сознательность усвоения учебного материала, наглядность способствуют успешному приобретению знаний, практических умений и навыков, в том числе и в области естественно-математических и сельскохозяйственных наук. Значительное внимание уделял женскому воспитанию и образованию.

Под редакцией Гжегожа Пирамовича вышли учебник по риторике «Произношение и поэзия для национальных школ» (1792), «Букварь для приходских школ» (1785), сборник «Речи, произнесённые в Обществе элементарных учебников, 1776» (1788), стихотворения для детей и юношества (1771–1776) и «Федра, избранные сказки» (1767).