Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Как Артур Варданян создал манифест здоровой семьи из детского рисунка на асфальте

Из детского рисунка, нарисованного на асфальте цветными мелками, режиссёр Артур Варданян придумал необычный перформанс, увидев в изображении ребёнком семьи, где есть мама и папа, — непреходящие ценности. О том, как возникла идея создания работы из битума и мела, Артур Варданян рассказал в коротком интервью Армянскому музею Москвы.

Фото из архива Артура Варданяна

Армянский музей Москвы: Артур, совсем недавно вы удивили зрителей выставкой тридцати трёх работ на религиозную тему, где на лавашах проступили после выпечки в армянском тонире лики Спасителя. И вот публика услышала о вашем новом, весьма необычном проекте — картине на асфальте. Расскажите, что за интригующая история?

Артур Варданян: Идея возникла внезапно. Я просто шел по улице и увидел в принципе обычную вещь: детский рисунок, нарисованный на асфальте мелками. На нем была изображена семья: папа, мама, ребёнок, солнце, воздушный шарик. Эта работа засела у меня в голове…

АММ: Значит, вы не могли перестать думать об этом рисунке, настолько он вас захватил. А что было потом?

А.В.: Да, целый день этот рисунок стоял у меня перед глазами. А ночью пошел дождь, что меня очень расстроило: я был уверен, что рисунок смоет водой — думал, больше его не увижу. На следующий день я специально вновь прошел мимо того места, чтобы проверить — как рисунок. И увидел, что козырек от магазина прикрыл мел от дождя и картина не пострадала. Я расценил это как хороший знак.

АММ: Что же необычного в этом рисунке было, что вы сфокусировались на нём?

А.В.: Идея.

АММ: И что вы предприняли с этой идеей дальше?

А.В.: Мне сразу же пришла в голову мысль, что нужно сохранить рисунок. Я подумал о том, что можно вырезать этот фрагмент асфальта с ним и вставить его в рамку. В галереях мы часто видим как под картинами написано: холст, масло… А у меня будет: асфальт, мел… Почему бы и нет? Я решил найти тех, кто разрешит мне это сделать.

Фото из архива Артура Варданяна

АММ: Как отреагировали люди на ваше желание вырезать асфальт с детским рисунком. Ведь то, что в современном искусстве — цель, задача и реализация, для обывателя — сумасшествие. Вас сразу поняли окружающие?

А.В.: В том городе, где находился этот рисунок, я пошел в мэрию. Там меня, конечно, не восприняли всерьёз и сочли умалишённым. Шутка ли — человек хочет вырезать кусок асфальта с детским рисунком и повесить у себя на стене, потому что считает это произведением искусства.

АММ: Как вам удалось растопить сердца чиновников?

А.В.: Я с ними говорил и постепенно сотрудники администрации прониклись всё-таки моей идеей. Я объяснил им, что это очень хороший рисунок, что если на него смотреть как на произведение искусства, пусть и написанное на асфальте, то таковым оно и является. Красота — в глазах смотрящего.

АММ: Какой посыл вы придали этой работе? Ведь современное искусство не существует без концепции.

А.В.: В этом рисунке на асфальте есть очень важный социальный посыл: важность традиционной семьи, которая нуждается в защите. Где мама — это мама, а не родитель № 1. А папа — это папа, а не родитель № 2. Я не хотел, чтобы на семью «наступали», плевали на неё…

АММ: В госадминистрации вам пошли навстречу? Сыграла свою роль актуальность повестки?

А.В.: Да, в итоге мне уступили: вырезали этот кусок, отдали на руки, а дырку залатали. Ну а я установил фрагмент в рамку. Так простой детский рисунок стал смыслообразующим перформансом. Может, эта идея будет иметь продолжение и люди в разных странах захотят её подхватить, как флешмоб, или она даст толчок новым идеям.

АММ: Ваша история, Артур, звучит как сценарий мини-фильма. Признайтесь, что вы придумали её сами.

А.В.: Это красивая и метафоричная история и в неё можно верить, хоть и звучит она несколько фантастично. Хотите верьте, хотите нет. Мне кажется, здесь важны не слова, а суть, которую передаёт эта картина мелом на асфальте.

В оформлении обложки использован портрет Артура Варданяна с картиной на асфальте из его личного архива