Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Сохранение наследия и просвещение: Цогиг Каракашян, директор армянского музея Мардигян в Иерусалиме, о миссии институции

В январе в Старом городе Иерусалима после 5-летней реконструкции открылся армянский музей, рассказывающий о культуре и многовековой связи общины со Святым городом. Здание 50-х годов XIX века ранее служило приютом для армянских детей и семинарией. Директор музея Цогиг Каракашян рассказала корреспонденту Армянского музея Москвы Антону Вальскому об истории создания музея, о миссии институции и об уникальной мозаике византийского периода, которая сегодня является одним из главных экспонатов музея.

Я работаю здесь не потому, что кто-то заставляет, я это делаю из-за того, что мне нравится здесь. Честно говоря, я стала работать в музее абсолютно случайно. До этого я никогда даже и не думала о том, чтобы стать директрисой музея. Но когда я вступила в должность, мне это сразу понравилось. И всякий раз, когда я осматриваюсь вокруг, вижу красоту места и историю, которую оно хранит — всё это попросту завораживает меня. Не знаю, все ли так себя ощущают, лично я, каждый раз, когда переступаю двери музея, чувствую умиротворение. На улице суета, и жизнь в целом очень напряженная, а здесь все по-другому. Музей — место спокойное, нерасторопное, оно хранит в себе богатую историю.

— Цогиг Каракашян, директор армянского музея Мардигян в Иерусалиме

История музея

Мы открылись 11 ноября 2022 года после пятилетнего ремонта, можно сказать, что мы весьма юный музей. Само здание было построено в 1853 году известным армянским архитектором Саркисом Баляном. Изначально оно служило местом, где останавливались паломники. После этого они [Иерусалимский патриархат Армянской апостольской церкви — А.В.] решили сделать здание местом обучения духовенства, а точнее, духовной семинарией.

После Геноцида армян в 1915 году 860 сирот бежало в Иерусалим, и никто не знал, где их можно разместить. Поэтому здание стало детским домом, на его стенах до сих пор можно найти граффити, оставленные детьми, которые здесь когда-то жили. Детский дом тут располагался на протяжении семи лет, по прошествии этого времени все дети либо были усыновлены, либо достигли совершеннолетия и эмигрировали. Так, здание снова стало семинарией. Семинария здесь располагалась до 1970-х, после здесь решили открыть музей. Тот первый музей был очень простым, экспозиция состояла преимущественно из вещей армян, населявших этот квартал. Но, к сожалению, музей был закрыт из-за плохого состояния самого здания, оно буквально рассыпалось. Десять лет назад было решено его отреставрировать и открыть наконец музей с надлежащим финансированием.

Музей назван в честь фонда Эдварда и Хелен Мардигян — организации, расположенной в США, которая помогает армянским сообществам по всему миру. Когда в фонде услышали об этом месте, то очень заинтересовались его восстановлением и согласились помочь нам в этом. Патриархия обратилась к трём армянским историкам, известным французским армяноведам, один из которых работает в центре Помпиду в Париже, и они приехали для того, чтобы реновировать музей. И именно поэтому вы можете видеть вокруг новые технологии, например, интерактивные экраны, которые очень близки к тем, которые сейчас используются в Лувре. Я должна отметить, что весь музей сделан в современном французском стиле.

Музейная экспозиция и её миссия

На первом этаже у нас расположена экспозиция об армянах, которые жили здесь в прошлом, начиная от армян, пришедших сюда ещё до возникновения христианства во времена царя Тиграна Великого [Тигран Мец, I век до н.э. — А.В.], заканчивая историей армян XIX века. А второй этаж посвящён исключительно Геноциду, на нём также находится кинозал, где можно посмотреть фильм об армянских беженцах. Почему мы сделали экспозицию именно такой? Сейчас постараюсь объяснить.

В Иерусалим приезжает огромное количество людей, и большинство из них не знает нашей [армянской — Прим. ред.] истории. Если сказать им: «Я армянин». Они ответят: «Ты кто? Откуда ты приехал?». Многие люди этого не знают, я серьезно. Несмотря на то, что армянский квартал Иерусалима был основан ещё в I веке. И даже многие израильтяне, неважно, кто именно, евреи или арабы, могут не знать о нас, несмотря на то, что мы живём бок о бок уже много веков. Поэтому, когда они бывают здесь, то начинают больше узнавать об армянах, и это замечательно. Иногда даже местные иерусалимские жители могут сказать: «Я не знал, что это произошло [Геноцид — А.В.]. Я не знал, что вы живёте здесь так давно». И вот, как это работает: люди начинают узнавать историю армянского народа, которая, увы, порой была очень жестокой и печальной. Так что, музей рассказывает о нашей истории, о которой, к сожалению, мало кто знает. Например, некоторые люди могут не знать, что именно армяне первыми наладили здесь, в Иерусалиме, процесс фотосъемки и печати на пленку. И что армяне были одними из первых, кто начал печатать здесь книги. К слову, старая печатная машина из армянской типографии тоже часть нашей экспозиции.

Наша цель — сделать музей частью туристического маршрута. Так, туристы приедут и посетят его как часть Армянского квартала, это очень важно для нас сейчас. Мы стараемся быть открытыми для большего количества людей — не забывайте, что наша экспозиция переведена на четыре языка. Также музей существует для армян, проживающих в Израиле. Не все из них очень хорошо знают нашу историю (у нас есть армянские общины не только в Иерусалиме, но и в Тель-Авиве, Петах-Тикве, Хайфе, Яффо). Новые поколения иногда не очень вникают в свою историю, но, приехав сюда, могут узнать о себе больше.

Мозаика

В центре музея расположена огромная мозаика, на которой изображены птицы и лозы. Мозаика была найдена возле Дамасских ворот в 1894 году, когда мужчина-араб начал строить дом на купленной им земле. Он начал копать землю под фундамент, и, пока копал её, обнаружил в земле несколько цветных камешков необычной формы. Он понял, что под землей лежит нечто огромное, древний артефакт или что-то в этом роде. Поэтому он обратился в местный в археологический центр, где ему сказали, что это скорее всего очень интересная находка.

После начала раскопок, археологи установили, что это армянская мозаика (из-за надписей вверху мозаики на армянском языке). До недавнего времени ученые думали, что находка римских времён, но теперь мы знаем, что она была сделана в византийский период. Так что, армяне купили землю, где была найдена мозаика, но разрешили мужчине построить свой дом поверх закопанной мозаики, потому что на тот момент у них не было достаточно денег, чтобы полностью раскопать мозаику и правильно её хранить. И так оставалось до недавнего времени. Как я уже говорила, 5 лет назад мы получили финансирование и начали ремонт этого музея. Поэтому было важно привезти её сюда, потому что это наше наследие, и, как видите, она отлично сохранилась.

И, конечно же, чтобы доставить мозаику сюда, археологам пришлось разрезать её на несколько крупных кусков для транспортировки. При этом выяснилось, что под мозаикой находятся погребённые останки примерно трёхсот человек. Ученые предполагают, что эти люди могли быть солдатами, сражавшимся в районе Малатии [ныне город в Турции — А.В.]. А их семьи привезли останки и похоронили здесь, на Святой Земле. Скорее всего, мозаика была полом церкви. Потому что, насколько мне известно, около Иерусалима в византийскую эпоху было около семидесяти армянских церквей, а символы на мозаике определенно имеют религиозное значение.

Фото, текст и перевод: Антон Вальский, независимый журналист, фотограф
Фото на обложке: Антон Вальский