Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Юсуф Карш и лица-легенды: день рождения выдающегося фотографа

23 декабря родился выдающийся фотограф армянского происхождения Юсуф Карш. За всю жизнь он опубликовал полтора десятка альбомов с фотопортретами. В них можно увидеть портреты Мухаммеда Али, Фиделя Кастро, Че Гевары, Эйнштейна, принцессы Елизаветы, Эрнеста Хемингуэя, Одри Хепберн, Пабло Пикассо, Энди Уорхола. Многие другие работы автора, если и не стали легендарными, то послужили примерами мастерского фотографического портрета для будущего поколения фотографов.

Юсуф Карш родился в 1908 году в армянской семье в городе Мардин, на юго-востоке Турции. Из-за репрессий в отношении армянского населения семья вынужденно бежала в Сирию. Там родители сумели скопить деньги для того, чтобы послать мальчика в Канаду, где жил дядя Юсуфа — фотограф Джордж Нагаш. Карш не знал ни французского, ни английского языка и все свободное время проводил в фотостудии, помогая своему дяде.

Заметив фотографический талант Карша, дядя послал племянника в Бостон к своему другу, фотографу-портретисту Джону Гаро. В этот период времени Джон Гаро считался одним из самых известных и востребованных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш прилежно учился у своего нового наставника, осваивая все технические тонкости фотографии. Гаро посоветовал Каршу посещать вечерние занятия по искусству, изучать работы великих мастеров живописи, особенно Рембрандта и Веласкеса.

Эстреллита Карш, 1963
Источник: talentscollection.com

Проведя в Бостоне чуть больше трех лет, Юсуф Карш снова возвратился в Канаду, где в 1931 году открыл свою собственную небольшую студию в центре Оттавы. В числе первых заказов, ему поступил запрос на съемку репетиций и выступлений группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. 

Благодаря тому, что одним из ведущих актеров театра был сын генерал-губернатора, Каршу представилась возможность сделать портрет самого генерала. Молодой фотограф волновался, и снимки портретируемого не удались. Однако Юсуфу посчастливилось получить второй шанс, которым он блестяще воспользовался. Сделанный Каршем парадный портрет генерала-губернатора был напечатан в нескольких популярных изданиях в Канаде и Великобритании.  

Позднее ему представился случай сфотографировать американского президента Франклина Рузвельта, который приехал с визитом в Канаду. 

В 1936 году состоялась первая выставка работ Карша. Премьер-министр Канады Уильям Лайон Маккензи Кинг был вдохновлен талантом юного фотографа и предложил Юсуфу постоянные заказы на съемки высокопоставленных зарубежных гостей правительства.

В 1941 году Карш делает портрет прибывшего с визитом Уинстона Черчилля — портрет, прославивший фотографа и навеки определивший образ харизматичного политика. Черчилль раскурил сигару, проигнорировав просьбу Карша отложить дымящий табак, портретист пробормотал извинения, выдернул сигару у Черчилля и метнулся к камере. Фотограф вспоминает: «К тому времени, как я вернулся к камере, он выглядел настолько воинственно, что, наверное, готов был уничтожить меня. В этот момент я сделал снимок». Именно этот снимок принёс Каршу мировое признание, украсил обложку журнала LIFE и стал самым узнаваемым портретом «британского бульдога».

«Портрет Уинстона Черчилля изменил мою жизнь. Я понимал, что это важная фотография, но и мечтать не мог, что она станет одной из самых тиражируемых в истории», — вспоминал автор снимка. 

За каждым портретом Карша обыкновенно стояла целая история. Фотограф вспоминал: «Когда я фотографировал Одри Хепбёрн в Голливуде и прокомментировал её утончённую ранимость, она рассказала мне о своём переживании событий Второй мировой войны. Спустя годы, Брежнев согласился позировать для меня, только при условии, что я сделаю его таким же прекрасным, как Одри Хепбёрн», – вспоминал фотограф.

Джесси Норман (Jessye Norman), 1990
Источник: phototops.ru

Питер Поллак в книге «Из истории фотографии» писал: «Юсуф Карш в своих мощных портретах превращает человеческое лицо в легенду».

Такой эффект достигался путём тщательной подготовки. Перед съёмками Карш «делал домашнее задание» — он продумывал основные моменты съемки и старался разузнать как можно больше информации о своей модели. Карш стремился «разжечь эмоции зрителя» и «обнажить душу» портретируемого. Человеческое лицо в объективе Карша обретало героическую монументальность и превращалось в легенду. 

Армяно-канадский портретист создал собственный стиль в искусстве портретной фотографии. Он отказался от декоративных драпировок и виртуозно использовал классический свет, направленный, прежде всего, на лицо и руки модели. По мнению фотографа, грамотное использование света является тончайшим инструментом для отображения лица человека.  

С помощью световых эффектов Юсуф Карш добивался потрясающей глубины и выразительности портретов, а также предельной резкости и проработки каждой детали. Для этого он использовал мощные источники заливающего света и специальные прожекторы, которые возил с собой по всему миру. Почти вся фотографическая техника, которую Карш применял в своей работе, была сконструирована им самим.  

В начале 90-х Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве, посвятив оставшиеся годы заслуженному отдыху. Скончался он в 2002 году в возрасте 93 лет. Благодаря необычайному таланту Юсуфа Карша мы можем узнать, как в реальности выглядели самые известные личности XX столетия. Многие его работы обрели хрестоматийный статус. Согласно изданию International Who's Who, Карш сумел сфотографировать 51 из 100 наиболее влиятельных людей прошлого века. Юсуф Карш был отмечен «Книгой рекордов Гиннеса» как самый выдающийся мастер портретной фотографии. 

Юсуф Карш —Легенда портретной фотографии: photoschool.ua

Фото на обложке — talentscollection.com