Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Мануил Аладжалов — художник-армянин, раскрывавший красоту природы России

Как-то знаток Москвы Владимир Гиляровский писал другу-художнику Мануилу Аладжалову:

Ты прелести Кавказских гор

Сменил на лес, на Волгу, нивы,

На перевоз, на косогор,

На наши русские мотивы.

Манук. Так называли Мануила (Эммануила) Христофоровича друзья, среди которых были Исаак Левитан и Константин Коровин. Аладжалов, долгое время бывший членом художественного кружка «Среда», принадлежит к одним из самых заметных живописцев первой трети ХХ века. Родившись в Нахичевани-на-Дону в армянской купеческой семье, он почти всю жизнь провёл в Москве. На этюды никуда дальше Подмосковья и Волги не выезжал.

«На Волге» ǁ artpriced.ru

В Ростове-на-Дону Мануил Аладжалов окончил художественное училище. Дальше его ждал переезд в Москву. В 1883–1890 годах он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Алексея Саврасова, Иллариона Прянишникова и Владимира Маковского. В 1887-м и 1889-м за рисунок и этюд начинающий художник был награждён двумя малыми серебряными медалями, а год спустя — большой серебряной медалью. Начав участвовать в ученических выставках, в дальнейшем Мануил Аладжалов с успехом демонстрировал свои пейзажи на выставках Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижников и Союза русских художников, одним из членов-учредителей которого он был.

«Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нём массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял, стараясь уловить в нём новый звук, новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни», — писала в книге «„Среды“ московских художников» исследователь Екатерина Киселева. В этой же книге автор рассказывает об удивительной и завидной работоспособности Аладжалова. Ранней весной художник уезжал на этюды и приезжал поздно осенью. Пожив немного в Москве, он снова уезжал. Его спрашивали: «Как, Манук, ты опять едешь? Куда?». Он отвечал, что едет зиму писать. На замечание, что ещё рано, Аладжалов говорил: «Боюсь пропустить первый снег». Зимние деревенские пейзажи были излюбленными мотивами художника.


«Цветущие деревья» ǁ ar.culture.ru

Во время одной из поездок Аладжалов написал «Цветущие деревья». Художник условно поделил полотно на две части. Слева он оставил много свободного пространства и заполнил его зеленью, синим небом и облаками. Справа же автор сосредоточил большинство объектов: дерево, старый дом и фигурку девочки на крыльце. Он построил композицию так, что передний план стал своеобразной точкой отсчёта. От него взгляд зрителей движется к дому, затем к дереву, а от него к избам на заднем плане и к бескрайним полям.

В этой картине художник использовал пастозную технику: он наносил неразбавленную краску густыми, рельефными мазками. Такой метод позволил придать композиции динамику. Краска по-разному ложилась на полотно в зависимости от движения кисти автора и передавала непосредственное впечатление художника от натуры. Являясь представителем русской реалистической школы, Аладжалов испытал влияние импрессионизма, работая на пленэре чистым цветом и стараясь отразить непосредственное состояние природы. Стремление к обновлению художественного языка в целом было характерно для русской живописи рубежа XIX–XX веков.

Цветущие деревья. Аладжалов М.Х. ǁ ar.culture.ru


После Октябрьской революции Мануил Аладжалов продолжал активно работать. В 1927 году он стал одним из членов-учредителей Общества художников-реалистов (участвовал в первой и второй выставках Общества, 1927–1928). Художник экспонировал свои работы на 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), выставке объединения «Жар-цвет» (1925) и выставках советского искусства за рубежом. Известен Аладжалов и как опытный педагог, начавший преподавать в Строгановском училище ещё с начала ХХ века и заложивший основы советской пейзажной школы.

«Зима» ǁ artpriced.ru

Произведения Мануила Аладжалова хранятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном литературном музее, Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого, Химкинской картинной галерее и Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачёва.

Источники:

1. Екатерина Киселева. «Среды» московских художников. — Ленинград : Художник РСФСР, 1976.

2. Аладжалов Мануил Христофорович ǁ artinvestment.ru.

3. М.Х. Аладжалов ǁ cultobzor.ru.

4. Аладжалов Мануил Христофорович (1862–1934) ǁ artsait.ru.

5. Цветущие деревья. Аладжалов М.Х. ǁ ar.culture.ru.