Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Армянская могучая кучка

О содружестве русских композиторов «Могучая кучка» («Балакиревский кружок», «Новая русская музыкальная школа» или «Русская пятёрка») знают многие. Но «русская пятёрка» не только стала интересным явлением сама по себе, но еще и вдохновила на отклик творцов из других стран. Так, например, знаменитая французская «Шестёрка», собранная под предводительством Эрика Сати и Жана Кокто явилась прямым откликом на «Могучую кучку». По ассоциации с «Балакиревским кружком» назван и круг пяти армянских композиторов. «Армянская могучая кучка» — дружеское и творческое объединение молодых армянских композиторов-ровесников, которое зародилось в годы учебы в Ереванской консерватории.

Источник: e-vesti.ru

Четверо членов будущей группы, Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян и Адам Худоян, за исключением Лазаря (Газароса) Сарьяна, окончили Ереванскую консерваторию, где и стали дружны. Лазарь Сарьян в 1939 году был призван в армию и прошел всю Великую Отечественную войну как командир сначала пулемётного расчета, а затем отделения. После окончания войны завершил музыкальное образование в Московской консерватории.

Окончив Ереванскую консерваторию в 1946 году, Бабаджанян, Арутюнян, Мирзоян и Худоян поступили на курсы Армянской культурной студии в Москве, где занимались под руководством Хачатуряна и Шостаковича.

Название объединению нашлось из истории музыкальной культуры XIX века. Группу из пяти армянских композиторов сравнили с легендарной «Могучей кучкой», в которую в середине прошлого столетия входили Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи.

Из пятерки армянских композиторов особо выделялись Арно Бабаджанян и Александр Арутюнян. Еще в молодые годы оба музыканта были удостоены Сталинской премии (Арутюнян в 1949, Бабаджанян в 1951). Арутюнян более 35 лет руководил Армянской филармонией, более 40 лет преподавал в Ереванской консерватории и воспитал не одно поколению армянских музыкантов. Арно Бабаджанян прославился как выдающийся композитор-песенник, хотя не менее активно работал в жанрах музыкального театра, инструментальной камерной и симфонической музыки.

Эдвард Мирзоян написал много разножанровых произведений: кантаты, симфонии, увертюры для симфонического оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты, а также песни, романсы и музыку к фильмам, в том числе — «Обвал» (1960), «Двенадцать спутников» (1962) и к другим. Среди произведений армянской симфонической музыки уникальное место занимает симфония композитора для струнного оркестра и литавр. Премьера симфонии состоялась на Третьем всесоюзном съезде композиторов в 1962 году.

Творчество Адама Худояна охватывает симфонический и камерный жанры, хоры и романсы, музыку для театра. Среди его соч. известностью пользуются 2-й концерт для виолончели с оркестром (1973), струн. квартет (1976), сонаты для скрипки соло (1980), для виолончели соло (1961), для 2 виолончелей (1977), цикл романсов на стихи Егише Чаренца (1964).

Лазарь (Газарос) Мартиросович Сарьян родился в семье выдающегося художника Мартироса Сарьяна. Огромную роль в формировании его как композитора сыграло творчество отца. Сочинения Сарьяна отличаются лаконичностью и отточенностью формы, светлым лиризмом, поэтичностью. В числе произведений Сарьяна — симфоническое панно «Армения» и «Симфонические картинки». Центральное место в творчестве Газароса принадлежит «Симфонии» 1980 года. Она предстала как монолог композитора о своем времени.

Композиторы Армянской могучей кучки в творчестве активно опирались на традиции армянской национальной музыки, включая ее мелодические и ритмические формулы в классические музыкальные формы. Симфонии, поэмы, увертюры, рапсодии, оперы и балеты — жанровое многообразие творчества пятерки включает практически весь арсенал академической музыки и выходит далеко за ее пределы во множестве эстрадных сочинений, музыке к кинофильмам и легендарных песнях на слова поэтов-современников.

Армянская могучая кучка: сидят слева направо — Эдвард Мирзоян, Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, стоят — слева Лазарь Сарьян, справа — Адам Худоян.
Источник: e-vesti.ru

Творческое взаимодействие между участниками Армянской могучей кучки выстраивалось по самым разным сценариям. Общение становилось источником идей для новых произведений и сюжетов, композиторы работали над совместными проектами и помогали друг другу советами. Один из примеров такой творческой коллаборации — музыка к армянскому фильму 1958 года «Песня первой любви». Огромную популярность эта лента приобрела во многом благодаря запоминающейся музыке и песням, которые сочинил Арно Бабаджанян. Но аранжировку музыки для эстрадного ансамбля, состав инструментов которого отражал армянские музыкальные традиции, выполнил Лазарь Сарьян, добавив в нее незабываемый солнечный колорит родной Армении.

Творческое сотрудничество армянских кучкистов активно развивалось и в исполнительской сфере. Фортепианный дуэт Арно Бабаджаняна и Александра Арутюняна неоднократно выступал и записывался, исполняя совместные произведения или музыку друг друга.

Могучая кучка армянских композиторов, в отличие от своих предшественников, не имеет даты распада сообщества. Дружеские и творческие контакты объединяли пятерку музыкантов на протяжении их жизней, а встречи друзей-композиторов, по воспоминаниям современников, всегда проходили шумно и весело, отражая свойственные всем армянам живость общения и позитивный взгляд на мир.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения
Источник:
e-vesti.ru
Фото на обложке:
e-vesti.ru