Скрипач Карэн Шахгалдян: «Я твердо уверен, быть музыкантом — настоящее счастье»
Карэн Шахгалдян — скрипач и участник фортепианного Трио имени Арама Хачатуряна. В интервью специальному корреспонденту Армянского музея Москвы Мариам Кочарян музыкант рассказал о решении начать играть на скрипке, значении армянской культуры и о том, что важнее — творчество или ремесло.
— Когда вы решили стать музыкантом?
— Я не успел принять это решение. К тому времени, как я перешел в осознанный возраст, я уже лет десять активно играл на скрипке! Конечно, это решение было принято родителями — они исходили из своих представлений и желаний. Мне повезло, что их ожидания совпали с моим ощущением. И так продолжается до сих пор. Я твердо уверен, быть музыкантом — настоящее счастье.
Карэн Шахгалдян с отличием окончил Московскую консерваторию. Он обучался в классе В.В. Третьякова, а в аспирантуре — у М.С. Глезаровой. С 1998 по 2002 год он был артистом оркестра «Виртуозы Москвы». С 2006 года Шахгалдян — художественный руководитель Международного Фестиваля Искусств в Ереване. Музыкант также является участником фортепианного трио имени Хачатуряна, которое в том числе сотрудничает с Домом-Музеем Арама Хачатуряна в Ереване, где часто проходят концерты и реализуются образовательные программы, которые инициируют музыканты ансамбля.
— Как и когда появилось трио Арама Хачатуряна?
— Официально наш состав стал носить это название ровно пятнадцать лет назад — в июне 2008 года. Но сам ансамбль под названием «Arsika» существовал с 1999 года, и с первого дня в нем играл наш виолончелист Карен Кочарян. В 2005 году в трио пришла пианистка Армине Григорян, а через год присоединился и я. С тех пор мы выступаем вместе.
— Почему вы назвали трио в честь Арама Ильича?
— Хачатурян — это фигура невероятного масштаба, сложно переоценить его влияние на музыкальный мир. Мы, конечно же, не могли пройти мимо возможности воспользоваться его «протекторатом», и очень благодарны сыну Арама Ильича Карену за то, что он разрешил использовать это название.
— Каким эпизодом из своей профессиональной жизни вы особенно гордитесь?
— Не могу сказать, что я горжусь своей профессиональной жизнью. Я получаю огромное удовольствие от возможностей, которые эта жизнь мне предоставляет.
— Какая страна или концертный зал вам особенно запомнились в гастрольной жизни?
— Прежде всего, конечно, великие исторические залы: Большой зал консерватории в Москве, Musikverein в Вене и Laeizhalle в Гамбурге, в котором историческая память о всех великих артистах, выступавших там, сочетается с потрясающей акустикой. Страны выделить сложнее — в каждой есть много всего интересного. Множество новых впечатлений я получил в Австралии, когда впервые посетил Японию, а также в Мексике. Конечно же — Европа с ее традициями и культурным наследием, Россия с ее многообразием и глубокой вдумчивой культурной жизнью.
— Что для вас значит армянская культура? Как вы ее оцениваете с музыкальной точки зрения?
— Армянская культура прежде всего очень самобытна. В ней много уникального, не вторичного. При этом очень высокий уровень обучаемости творцов. Если говорить о музыке, то армянская академическая музыка буквально за 50 лет прошла путь соразмерный нескольким векам европейского музыкального развития.
— Ваш любимый музыкант или композитор? Какой у вас плейлист?
— Очень большой список композиторов и исполнителей. Не могу отдельно кого-то отметить. Если говорить о музыке, которая звучит дома или в машине, то это скорее джаз.
— Ремесло или творчество? Что первично? Стоит ли разделять эти понятия?
— Разделять, конечно, можно, но музыкант должен сочетать оба понятия. Ремесло без творчества бессмысленно и недостаточно, а творчество без ремесла — это дилетантизм. Для концертирующего музыканта оба этих компонента абсолютно необходимы. Как и в любом виде искусства, собственно.
— Какие у вас творческие планы на ближайшее время?
— Как раз сейчас мы с трио в середине большого тура, посвященного 120-летию Арама Хачатуряна. В ближайшем будущем у нас пройдут концерты в Ереване, а также запланированы поездки в Аргентину и в Италию.
Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване
Все фото предоставил Карэн Шахгалдян. Обложка: classicalmusicnews.ru