Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Откуда взялась борьба кох?

Борьба была неотъемлемой частью культуры и физического воспитания практически всех народов мира. Не все ее виды, возникшие в древности, дошли до наших дней, уступив свое место более новым — дзюдо, самбо, вольной и греко-римской борьбе. Тем ценнее сохранившиеся древние стили, среди которых наиболее яркой является армянская борьба кох.

© Клуб единоборств имени Монте

Этому виду борьбы не менее 1500 лет, причем данная цифра, однозначно, сильно занижена, так как к V–VI вв. н. э. относятся только документальные  персидские упоминания о кохе. Между тем даты из источников — это уже времена христианской Армении, а традиционная борьба — непременный и важный элемент ещё ранней — языческой — армянской культуры, мифологии и образа жизни.

Царь Трдат III. Источник: yandex.ru

Согласно древним армянским мифам, даже боги состязались в кохе и, опрокидывая друг друга наземь, вызывали тем самым землетрясения. О кохе писал в XVII веке Анри Шарден, сцены борьбы можно увидеть на стенах храма Сурб Хач на острове Ахтамар (X в.).

Считается, что и царь Трдат III, тот самый, при котором Армения стала христианской, выигрывал Олимпийские игры в Римской империи, именно благодаря своим навыкам в армянском кохе.

Научный подход к борьбе

Неудивительно, что эта борьба изучалась и культорологически, и методологически. Так, в 1957 году вышла книга о Кохе, автором которой стал профессор Георгий Туманян. Надо отметить, что кох был относительно развит в советское время — соревнования по нему проходили даже раньше, чем по другим национальным видам борьбы, а с 1922 года проводился и чемпионат Армении. Тогда же были разработаны единые правила, а кох даже вошел в комплекс ГТО. Позже соревнования по армянской национальной борьбе «разбавляли» время от времени участвовавшие в них дзюдоисты и самбисты, так как логика ведения поединка, особенно в последней дисциплине, не сильно отличается от той, что присутствует на соревнованиях по коху.

Само слово «кох» обозначает бросок борцом соперника под себя. Победа присуждается тому спортсмену, который бросил противника спиной на ковер, не дожимая и не проворачивая его дополнительно. Для этого используется целый комплекс захватов,  бросков, подсечек и других приемов. Так, Шарден писал о борце коха, знавшем не менее 300 различных приемов.  До настоящего времени сохранились два вида армянского коха — лорийский и ширакский. В первом спортсмены выступают в специальных кафтанах — чохах, а захваты ниже пояса запрещены (однако технические действия ногами разрешаются). Во втором борцы обнажены по пояс и могут делать захваты также и за ноги. Единые правила, установленные в советское время, разрабатывались на основе лорийского стиля.

Г.С. Туманян и букинистическая коллекция его исследований о стратегиях спортивной борьбы. Источник: yandex.ru

Кох — не просто спорт, это торжество, культурное мероприятие, поэтому схватки сопровождаются музыкой зурны и барабанов, а перед поединками спортсмены исполняют специальный танец. Победители поединков также танцуют. Традиционно кохом сопровождались свадьбы и другие торжества. Антураж армянского коха очень похож на антураж иранской национальной борьбы и комплекса физического воспитания пахлавани — не зря и на современном этапе армянская и иранская федерации этих видов спорта активно сотрудничают, популяризируя древние боевые, спортивные и культурные традиции.

Несмотря на то, что в Армении интерес к коху с начала 90-х годов прошлого столетия несколько поугас, эта борьба продолжает интересовать, как спортсменов, так и историков культуры. В 2016 году была создана Армянская федерация борьбы кох, главой который стал чемпион мира по греко-римской борьбе Вагинак Галстян, а в разных частях страны вновь стали проводиться турниры. Надо отметить, что кох оказался и великолепной базой для набирающих все большую популярность смешанных единоборств. К примеру, именно представителем коха является выдающийся армянский и российский мастер боевых искусств, чемпион мира по версии MixFightM-1, а также чемпион мира по валетудо (бразильский вариант смешанных единоборств) и боевому самбо Мартин Малхасян.

Кох в современном мире

Однако в последнее время кох стал интересовать не только жителей Армении, но и представителей армянской диаспоры. К примеру, в ноябре 2019 года кох при поддержке ОАР (Объединения армян России) был впервые представлен в Москве на Фестивале традиционных видов борьбы народов России. Инициатива презентации армянского коха на данном турнире принадлежит руководству Клуба единоборств имени Монте. Усилиями коллектива клуба был организован ознакомительный семинар для спортсменов, тренеров и судей, переведены на русский язык правила и регламент проведения поединков.

На 2 фото слева крайний справа — Грачья Бадалян © Клуб единоборств имени Монте

«Будучи подростком 8–9 лет я неоднократно был очевидцем того, как боролись взрослые во время праздников, и моя любовь к спорту сложилась с детских лет. К большому сожалению, мне самому не представилось возможности заниматься кохом, но я практиковал самбо, а кох и самбо похожи между собой, и при становлении самбо как самостоятельного вида борьбы многое было взято именно из армянского коха», — заявил в беседе с корреспондентом Армянского музея Москвы один из непосредственных организаторов презентации армянского коха для широкой российской спортивной общественности, руководитель и тренер Клуба единоборств Монте, заслуженный тренер России, мастер спорта по боевому самбо, мастер спорта по панкратиону Грачья Бадалян.

«Наша команда отправила официальный запрос в Федерацию коха Армении для получения регламента соревнований, и квалификации судей. Были проведены консультационные встречи со спортсменами, которые в разные времена становились участниками и призёрами соревнований по коху в Армении».

Сами поединки в Москве проходили в максимально аутентичной атмосфере — были приглашены музыканты, исполнение которых по традиции сопровождало каждую из схваток. Все участники соревнований, включая судей, выходили на борцовский ковер в специальных костюмах с армянским национальным орнаментом в стиле тараза, а поединки начинались зажигательным национальным танцем.

Борцы определяли сильнейшего в трех весовых категориях — до 70 кг, до 80 кг и более 80 кг.  Армянское землячество Монте взяло на турнире две золотые (Ашот Абачан — 70 кг, Жора Айвазян — 80 кг), две серебряные (Морис Болян — 70 кг, Арман Навасартов — детская категория) и две бронзовые (Размик Агабекян — 80 кг, Карен Степанян — более 80 кг) медали.

По словам Грачьи Бадаляна,  особый профессионализм продемонстрировали боковые судьи — Месроп Бадалян и Ара Амирагян, которые обеспечили максимально честное ведение поединков в соответствии с имеющимися правилами армянской национальной борьбы.

© Клуб единоборств имени Монте

Профессиональные танцоры землячества Монте представили публике и победный армянский национальный танец ярхушта, исполнявшийся в костюмах борцов коха.

Настоящей кульминацией московского Фестиваля традиционных видов борьбы стало Абсолютное первенство по армянскому коху, в котором сошлись финалисты всех представленных на турнире национальных видов борьбы, победитель которого получил денежный приз в размере 50 тысяч рублей и самый красивый кубок турнира.

Как отметил наш собеседник, господин Бадалян, кох — борьба, которая всегда была популярна во всех слоях армянского общества. В этом его перспективность и современность. По мнению тренера Клуба единоборства имени Монте, свадебная армянская традиция устраивать кох с участием двух сторон — родственников жениха и родственников невесты сохранилась до сих пор. Это, по мнению Бадаляна, очень интересная и полезная обществу традиция, которая воодушевляет молодёжь, приобщает её к спорту. Национальный вид борьбы кох воспитывает характер, трудолюбие и волю к победе, не говоря уже о великолепном физическом развитии занимающихся им спортсменов.

Антон Евстратов,

кандидат исторических наук,
преподаватель Российско-Армянского (Славянского) университета,
журналист, заместитель главного редактора портала Kavnews,
специально для Армянского музея Москвы