Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

От традиции к современной пластике: глиняное искусство Рипсиме Симонян

Рипсиме Симонян — керамист и художник декоративно-прикладного искусства. Тема Армении красной нитью проходит через ее творчество, оно вдохновлено народными сказаниями, ремеслами и костюмами. Художница работала в различных техниках, что позволяло ей наиболее полно выразить свое мировосприятие. О творчестве Рипсиме Симонян читайте в материале Армянского музея Москвы.

Народный художник Армянской ССР Рипсиме Левоновна Симонян, 1969 год. Источник: ararat-diaspora


Рипсиме Левоновна Симонян родилась в 1916 году в городе Карс, одной из древних столиц Армении, с давних времен славившейся своими художественными ремеслами. Любовь к керамике проявилась в художнице еще в детские годы, поэтому в 1938 году она поступила в Тбилисскую Академию художеств на керамическое отделение скульптурного факультета в мастерскую к народному художнику Грузии Якову Ивановичу Николадзе. В 1943 году Рипсиме Симонян переехала с семьей в Ереван, где продолжала работать до конца жизни.

Все искусство художницы связывает одна большая тема — ее горячо любимая Армения. Она отражена в избираемых темах, национальной форме сосудов, характере орнамента. Образы Рипсиме Симонян берет из народных сказаний и произведений известных армянских поэтов — Ованеса Туманяна, Аветика Исаакяна и Егише Чаренца. В костюмах девушек разных районов художница ищет материал для орнаментов, украшающих ее сосуды, тарелки и скульптурные композиции.

Рипсиме Симонян часто посещала Исторический музей Еревана, в котором хранились коллекция древнейшего искусства Урарту, собрание керамики средневекового Двина и изделия армянских гончаров XVIII–XIX веков. Изучая эти предметы, художница ближе знакомилась с многовековой культурой своей страны и находила прообразы для будущих работ.

В ранний период творчества Рипсиме Симонян создавала кувшины и вазы, которым была свойственна простота объемов, скупость декоративного украшения, монументальность формы и тонкое чувство материала. Хотя эти сосуды имели бытовые функции, они были очень выразительны в художественном плане.

Кувшины. Глина. 1945. Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974

В 1960-е годы намечается интерес художницы к глазурям и фактуре поверхности, которая была то шершавой, то словно нечаянно облитой краской для обжига. Большинство работ этого периода выполнены в технике восстановительной глазури. Данный прием был известен с давних времен, однако Рипсиме Симонян изменила процесс таким образом, что ей удалось достичь удивительных расцветок с тонкими цветовыми переливами и нюансами. Соединение окислов серебра с медью и марганцем позволяли создать мягкие переходы от серого к зеленовато-красноватым оттенкам. Художница называла эту технику сказочно-поэтической глазурью.

Декоративная ваза. Фаянс, глина. 1960. Декоративная ваза. Шамот. 1968.
Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974

Скульптор видела в созданных на гончарном круге изделиях абрис человеческой фигуры, постепенно кувшины стали приобретать формы девушек. Армянские красавицы — излюбленная тема творчества Рипсиме Симонян. Девушки представляли собой сосуды для вина, декоративные скульптуры, а также встречались на рельефах.

Одни из первых антропоморфных кувшинов были выполнены в серии «Горис». Две ручки суда воспринимаются, как руки девушки за счет утолщения нижней части и сужения кверху. Черты лица намечены с помощью процарапывания глины. Кажется, что девушка держит три плоские чаши у себя на голове. Маленькие детали создают цельный образ девушки из Гориса.

Горис. Сосуды для вина. Глина, восстановленная глазурь. 1965. Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974

Хотя Рипсиме Симонян работала с декоративными предметами, она чувствовала материал и объем, как истинный скульптор. Именно особое чувство пластики стало причиной, по которой в конце 1960-х годов художница начала использовать шамот — огнеупорную глину. Этот материал позволяет в полной мере отразить все творческие идеи , так как он дает возможность легко делать монументальные вещи — вазы, скульптуры, крупные декоративные панно. Художница сочетает шамот с восстановительной глазурью, за счет чего находит неожиданные пластические решения.

Рипсиме Симонян пробовала себя в больших формах, создавая скульптуры для парков и садов. Одной из таких является статуя «Арменуи», изображающая стоящую во весь рост девушку со сложенными на груди руками. Лаконично трактованная одежда контрастирует с выразительным глубоко сосредоточенным лицом. Кажется, что героиня сопротивляется сильному порыву ветра, который сдвигает подол её платья в сторону. Сама девушка остаётся неподвижной и не даёт стихии поколебать ее уверенность. Художница создает сильный образ армянской красавицы.

Скульптура «Арменуи». Источник: visityerevan.am

Рипсиме Симонян также создала монументальное рельефное панно «Цовинар», которое украсило стену над Ереванским озером. Рельеф представляет из себя изображение трёх фигур — царицы Цовинар и двух ее сыновей могучего богатыря Санасара и младшего Багдасара, играющего с голубем. Композиция строится на противопоставлении войны и мира. Красавица Цовинар выступает в роли примирительницы. Завершающим штрихом всей сцены являются две птицы, любовно прикасающиеся друг к другу. Они символизируют любовь и нежность.

Рельеф «Цовинар». Фрагменты. Источник: Василенко В. М. Рипсиме Симонян — М.: Сов. Художник, 1974

Творчество Рипсиме Симонян основано на обобщенности форм, монументальности, интересе к различным материалам. Художница не пытается подражать древним гончарам, она перерабатывает их опыт и создает произведения, выражающие ее восприятие Армении. В работах скульптор акцентирует внимание на материале и его возможностях, что является особенностью её искусства.


Полина Лохмоткина, Санкт-Петербургская академия художеств