Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

«Плоды чуда». Фрагмент романа Саака Машаляна «Два паломника»

В московском издательстве Individuum совместно с издательством Первопрестольного святого Эчмиадзина впервые на русском языке вышел исторический религиозный роман «Два паломника» константинопольского патриарха Саака Машаляна. Книга, опубликованная в Армении в 2017 году, рассказывает о жизни двух подвижников армянской церкви: Ованнеса Багишеци (Колота; 1678–1741) и Григора Шхтаякира (Веригоносца; 1670–1749) до их становления патриархами Константинопольским и Иерусалимским. Именно они основали первый хор певчих при кафедральном соборе, спасали древние армянские рукописи, строили монастыри и помогали людям. Армянский музей Москвы публикует фрагмент романа, полного глубокого мистического чувства и ощущения подлинного чуда.

Саак Машалян. Два паломника. Фото: kiosk.shop

Всю ночь братия провела в трапезной, потому что очень хотела послушать архимандритов-чудотворцев. Архимандрит Григор представил себя и собрата, рассказал об Амрдоле и архимандрите Вардане, однако посчитал нецелесообразным говорить о разногласиях в монастыре. Когда же речь пошла о явленном чуде, архимандрит Григор передал слово Ованнесу Колоту, потому что желал, чтобы слушатели получили яркие впечатления, а язык Ованнеса был жив и красочен. Действительно, архимандрит Колот изобразил произошедшее так ярко, так драматично живописал события, что многие из слушателей прослезились и воздали хвалу Господу за это чудо, достойное времени Апостолов. Когда же он завершил свой рассказ, в трапезной воцарилось почтительное молчание. Все слушатели почувствовали, что в эту ночь их души тоже преисполнились благоговения. Молчание прервал отец Товмас, обратившийся с вопросом к епископу Карапету:

— Владыка, а в каком состоянии пребывают умершие после смерти? Действительно ли явился дух архимандрита Вардана? Все ли умершие имеют связь с нашим миром или это даровано одним только святым? Души умерших спят в бессознательном состоянии или пребывают в сознании, как во сне?

— Не торопись, не торопись, архимандрит Товмас. Выпалил за раз все вопросы за целый год учебы. Сегодня ночью я, конечно, считаю нецелесообразным давать ответы. Но на один вопрос отвечу. У богословов обычно на все один ответ: они забывают о неисчислимых богатствах земли и небес. Протестанты говорят, что существуют только два состояния: рай или ад. Однако католик добавляет к этому еще и чистилище. Тем самым к двум состояниям прибавляется третье. Мы же говорим: «Не знаем, ибо в святых писаниях нет исчерпывающего откровения на сей счет, чтобы мы могли создать единое учение для всех умерших». Когда ты задавал свои вопросы, я на миг вспомнил свою беседу с архимандритом Варданом. Я задал ему эти же самые вопросы, а он провел такие сравнения, что после них у меня пропало всякое желание спрашивать.

Владыка Карапет прервал свою речь и налил себе ошарак. Пил медленно, такими глотками, что прямо вывел из себя присутствовавших архимандритов, что, затаив дыхание, жаждали услышать ответ архимандрита Вардана; эти слова должны были разрешить все их сомнения касательно загробной жизни, подобно тому как Александр Македонский одним ударом меча разрубил гордиев узел, представив решение, казалось, неразрешимой задачи. Однако настоятель непонятно почему с ответом не спешил. Допив свой стакан, он налил ошарак сидящим рядом архимандритам. Наконец один из присутствующих не выдержал:

— Владыка, ты что же, тянешь время и получаешь удовольствие, мучая нас? Не томи, поведай, что сказал архимандрит Вардан.

— Двое из лучших учеников Вардана сидят среди нас. Пусть они сами расскажут, чему учил их архимандрит, что говорил в подобных случаях.

Добрый владыка своими словами сознательно хотел поднять авторитет новичков среди своей братии. Архимандрит Григор начал объяснять:

— Покойный делал следующее сравнение — не знаю, на него ли намекает владыка. Допустим, что в том мире есть духовные существа, которые видят, что души человеков исчезают вдруг и отправляются в другой мир. В таком случае, конечно же, этот «другой» мир — наш. И после этого они никогда уже не получают никаких известий от потерянных душ и наш мир становится непроницаемым для этих существ. Только слышат они какие-то смутные вещи от некоторых ангелов, будто иные обретают там счастье, а другие страдают. Это не ошибочно. Однако эти существа, основываясь на данном всеобщем объяснении, сочиняют, если можно так сказать, неоспоримые учения, согласно которым погибшие души отправляются в какое-то место, нарекаемое миром и имеющее две резко различающиеся части: одни поселяются в море, другие — в пустыне, третьи — в полюсах, иные — в тропиках; одни из них бывают добрыми, другие — злыми; одни пребывают в постоянном счастии, иные — в страдании; одни всегда здоровы, другие всегда больны; одни всегда богаты, иные всегда нищи. Насколько же правильно распространить это их учение на наш мир и его обитателей?

— Никоим образом и никогда это не будет верно. Если во всем мире не отыскать даже две души, разделяющие подобное состояние, то как же возможно каждый сложный случай разделить на два простых? — ответил архимандрит Товмас.

— Тогда имеем ли право объяснять небеса и состояние вознесшихся туда душ простой двойственностью и уступать только дихотомии, делению на черное и белое? Насколько верно представлять радугу одним серым цветом? Откровения святых учат нас, что нет одного ада, а есть множество их, нет одного рая, а есть множество их; есть множество тюрем, обителей ожидания, непонятных и необъяснимых состояний души. «И как людям положено однажды умереть, а потом суд», — сказано апостолом Павлом. Кто может утверждать, что приговор такого суда может быть только двоякого рода, и тем самым отобрать у Господа право неисчислимых возможностей? Посему излишне и вредоносно приходить к частным или определенным представлениям, исходя из общих откровений священных писаний. Архимандрит Вардан говорил нам: «Насколько зародыш в материнской утробе способен представлять себе наш мир, настолько же и плененный в теле человек может представить проблемы небес. Лучше умереть свободным от предрассудков и заранее составленных представлений, чем войти в загробный мир с уже утвердившимися мыслями. Господь являет нам Свою благодать, не показывая нам потусторонний мир, подобно тем матерям, что закрывают глаза своим чадам, когда перед ними происходят злые вещи, чтобы они не убоялись их». Воля Божия в том, чтобы мы жили и росли в этом мире с благодатью Святого Духа, и отвергли наставления, описывающие другой мир, и с верой следовали Божьему провидению. Вот чему учил приснопамятный архимандрит.

Пока архимандрит Григор говорил, все присутствующие восторгались стилем его речи, его толкованиями, приводимыми примерами и сравнениями. Многие нашли в этом кратком толковании возможность логического объяснения мучивших их годами вопросов и совершенный богословский метод, отрицающий определенные и окончательные ответы и сообщения о тех вопросах, которые Господь укрыл густым туманом от нашего понимания в мирской жизни.

— Значит, я могу понимать ответ на мои вопросы следующим образом, — сказал отец Товмас. — Следуя вашему толкованию, возможно, некоторые погрузятся в бессознательный посмертный сон, а некоторые будут бодрствовать, иные же — пребывать во сне. Души некоторых ангелы возьмут в рай, некоторых — на небеса, иные же воскреснут, как воскрес Христос после распятия. Есть люди, которые излечиваются, сгорая в огне; иные же, которые суть грешники, в тюрьмах выплачивают свой долг противнику и выходят, «пока не отдадут последний кодрант». Некоторые злые люди, возможно, исчезают бесследно и полностью, иные мучаются сатаной, третьи же арестовываются ангелами. Одни так предаются сатане, что их души превращаются в бесов и странствуют в этом мире, составляя часть армии зла; иные же, подобно архимандриту Вардану, настолько преданны Христу, что превращаются в ангелов и спешат на помощь людям. Они преображаются в души, служащие Церкви Небесной. Одни спят в воздухе, воде и земле, как говорит Книга Откровений, и должны пробудиться в день Последнего Суда; некоторые уже признаны невиновными и отдыхают в скинии Божьего Света в совершенном сознании, согласно той же Книге. Души одних уже достигли совершенства, другие же, как в случае с отроками, продолжают зреть. Одни люди странствуют по этому миру сорок дней, другие же — сорок лет.

Архимандрит Товмас перевел дух и обратился к архимандриту Григору:

— Как ты думаешь, правильно ли я воспринял учение вашего архимандрита?

— Более правильного восприятия и быть не может. Только есть одна тонкость, святой отец. Даже после всего этого должны мы пребывать в сомнениях и не делать окончательных выводов. Мы, как учит нас наша церковь, должны смиренно молиться за души умерших и доверять Его милосердию.

Затем архимандрит Григор обратился ко владыке и сказал:

— Не знал я, что вы лично знакомы с нашим архимандритом. Не расскажете ли нам, где вы с ним познакомились?

— Расскажу, но после.

— И мы хотим услышать рассказ, отец-настоятель, — с волнением вмешались остальные монахи.

— Спать пора, поздний час, не станем нарушать наш порядок.

— Наш главный порядок не сопротивление ли сну, владыка? — сказал один из старших монахов. — Уже долгие годы мы не знали такой содержательной духовной беседы. Кто отдает предпочтение сну, может идти спать. Я же хочу услышать побольше об архимандрите Вардане.

Поднятый монахами шум стал своего рода голосованием. Решили остаться, чтобы узнать больше о блаженном архимандрите.

Источник: Машалян С. Два паломника, 2022