Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Мастер Севада Ирицян о том, как создается дудук

Дудук, пожалуй, самый известный армянский инструмент, чье звучание является шедевром нематериального наследия ЮНЕСКО. Простой с виду дудук сложен в изготовлении — требуются огромное терпение и знание многих тонкостей, без чего инструмент не будет правильно звучать. О том, как создается дудук, нам рассказал мастер Севада Ирицян, музыкант, дудукист Государственного ансамбля танца Армении, музыкальный руководитель ансамбля «Карин».

Севада Ирицян | facebook.com


О себе

Я родился и вырос в Котайкской области, в городе Чаренцаван, после женитьбы переехал в Ереван. Мне было семь лет, когда родители отдали меня в музыкальную школу по классу скрипки, я проучился семь лет. Тогда я, в силу возраста, не понимал значимости этого инструмента, поэтому не достиг особых успехов. В итоге я уговорил родителей перевести меня в класс шви [армянская свистковая флейта — прим. ред.], где за год достиг больших успехов, начал участвовать в конкурсах. Самым запоминающимся был республиканский конкурс молодых исполнителей, в 1995-1996 годах, когда я занял первое место. На тот момент это был самый авторитетный конкурс, мне было 14 лет, и, как вы понимаете, для подростка победа значила многое, особенно в те годы. Это сейчас проводится много непонятных конкурсов, а тогда это был единственный авторитетный смотр. К сожалению, сейчас он проходит только в Ереване.

После музыкальной школы я поступил в училище им. Арно Бабаджаняна. Проучившись там всего два года, сразу перевелся в Ереванскую государственную консерваторию, где постепенно познакомился с такими инструментами, как дудук, зурна, кку. На всех этих инструментах я могу играть.

После окончания консерватории два года служил в армии в музыкальном отряде. После демобилизации продолжил учебу в аспирантуре и параллельно начал работать в Государственном ансамбле танца как дудукист, а спустя три года стал музыкальным руководителем ансамбля «Карин». Все ансамбли, где я работаю, это танцевальные коллективы, с той разницей что «Карин» имеет этнографическую направленность и там не только танцуют, но и поют. Кроме того, последние пять лет я преподаю в давташенской школе искусств им. Авета Тертеряна.


О мастерстве, дудуке и процессе его создания

От похожих духовых инструментов наш дудук отличается техникой исполнения и тембром. Правда, сколько бы мы ни считали его старинным инструментом, но совершенствовать дудук мастера начали не так давно.

В плане изготовления дудука я самоучка. С детства меня интересовало, как создается этот инструмент, я пытался сам что-то сделать, обращался к опытным мастерам. И так, методом проб и ошибок, спустя много лет у меня получилось освоить это ремесло.

Я изготавливаю классический дудук с разными настройками по диапазону. Есть еще один тип дудука, придуманный и созданный мастером Георгием Минасовым, который я пока не делаю. Это связано с техническими особенностями — на нем устанавливаются железные клапаны, как на кларнете, благодаря чему увеличивается диапазон звука. Если на обычном дудуке мы играем одну октаву плюс пару тонов, с этим новым образцом дудука можно получить две октавы и два диапазона.

Фото © DUDUKIST

Дудук состоит из корпуса, так называемой тушки, которая изготавливается из абрикосового дерева, и трости, устанавливаемой на верхнюю часть, которая, в свою очередь, состоит из регулятора и колпачка.

В качестве материала я обычно использую молодое абрикосовое дерево лет пятнадцати, иногда в порядке эксперимента делаю дудук из эбенового дерева. Представьте себе, что верхняя белая оболочка ствола эбена спиливается и выбрасывается, в качестве материала используется лишь черная сердцевина.

После того, как мы получаем бруски, мы годами ждем пока они естественным путем хорошенько высохнут. Затем из них изготавливаются болванки-кругляки. С этого момента начинается самый важный этап — проделывание отверстий и настройка инструмента, чтобы он правильно звучал. В разных частях корпуса пустота бывает разная, из-за чего звук выходит также по-разному. Плохой мастер может испортить даже очень хорошее дерево, в итоге получится не инструмент, а красивый сувенир.

Мастером обязательно должен быть музыкант, играющий на духовых инструментах. Лично я всегда доверяю своему слуху, иногда обращаюсь к тюнеру и камертону, но все равно, хороший ли получился дудук или нет, можно понять только в работе. Так что каждый новый изготовленный мной инструмент я беру на репетицию, чтобы апробировать.

Надо помнить, что необходимо время, чтобы возникла связь между инструментом и музыкантом, обычно на это уходит два года, после чего инструмент звучит совсем по-другому. К сожалению, в отличие от той же скрипки, срок жизни дудука не очень долгий, так как он постоянно сталкивается с влажностью, которая его разъедает.

Скорее всего, в музее вы видели, что старые дудуки намного тоньше современных, у них и звучание отличалось. Знаменитый мастер Карлен Матевосян (1927-2007) разработал новые стандарты размеров, которых мы сейчас придерживаемся, и постепенно довел дудук до сегодняшнего звучания.

Когда работаешь со звуком, есть ощущение, что создаешь произведение искусства. Настроение влияет на процесс создания инструмента, но самый решающий момент — это его настройка. Когда я понимаю, что зол, то сразу прекращаю работать. В процессе работы всегда слушаю музыку, обычно это классика, Бах или исполнение моей дочери, которая играет на скрипке.

Дудук легко испортить во время изготовления. Очень часто инструмент трескается в самый важный момент, когда он почти готов, — рука соскальзывает, и все идет насмарку.

Каждый дудук индивидуален и отличается своим звуком от других, по крайней мере, я различаю. Хороший инструмент дает возможность играть и пробовать что-то серьезное, но все же не стоит забывать о том, что каким бы хорошим по качеству ни был дудук, его диапазон совпадает с диапазоном человеческого голоса, а это означает определенные ограничения. 

Беседовала журналист Арминэ Агаронян (Ереван)