Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Режиссёр Вим Вендерс об Армении: «Эта страна просуществовала только благодаря своему алфавиту»

В июле 2008 года в Ереване проходил пятый по счёту международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Одним из почётных гостей фестиваля стал немецкий режиссёр и фотограф Вим Вендерс.

Вим Вендерс. Фото: operationkino.net

«Я всего лишь путешественник, который делает кино, — признавался Вендерс на встрече с армянскими студентами, проходившей в рамках пятого «Золотого абрикоса». — Большая часть моих фильмов — результат моих путешествий. Каждый раз, посещая новое место, я пытаюсь постичь историю этого народа не через рассказы людей или книги по истории, а непосредственно через общение с землей. Земля сама все рассказывает».

Во внеконкурсной программе «Ереванские премьеры» был показан фильм Вима Вендерса «Съёмки в Палермо». «Человек что-то испытал, теперь он ищет историю того, что испытал… Нельзя долго жить, что-то испытав, если испытание остаётся без всякой истории», — уверен режиссёр, удостоенный «параджановского талера» за вклад в развитие мирового кинематографа.

Дух странствий не мог оставить Вима Вендерса и в его поездке на ереванский фестиваль. «Буду двигаться в сторону горы Арарат. Такого чуда, как эта гора на закате, я, пожалуй, никогда ещё не видел», — делился режиссёр своими планами.

Во время путешествия по Армении в 2008 году Вим Вендерс сфотографировал уникальный памятник армянскому алфавиту на западном склоне горы Арагац, близ села Арташаван. «Памятник алфавиту очень тронул меня. Армения — маленькая страна без выхода к морю, без природных ресурсов. У них нет ничего, кроме абрикосов. В какой-то момент мне стало ясно, что эта страна просуществовала только благодаря своему алфавиту. Без своей собственной письменности эта культура была бы утрачена», — говорил Вендерс, отразивший в своей фотографии неразрывную связь армянской культуры с землёй, на которой она «произрастала» веками.

«Армянский алфавит» Вима Вендерса. Фото: zimamagazine.com

Вим Вендерс и его кино

Вим Вендерс — немецкий кинорежиссёр, фотограф, сценарист и продюсер, президент Европейской киноакадемии (с 1996 года). Родился в 1945 году в Дюссельдорфе. После окончания школы изучал медицину и философию во Фрайбургском университете. В 1966-м пытался поступить в киношколу IDHEC в Париже, но не прошёл конкурсный отбор. С осени 1967-го стал работать в гравюрном ателье и самостоятельно изучать историю французского и немецкого кино. Вернувшись в Германию, Вендерс поступил в Высшую школу ТВ и кино в Мюнхене, где начал снимать короткометражные фильмы. Первый его полнометражный фильм — дипломная работа «Лето в городе», снятая в 1970-м.

В 1972 году, после окончания киношколы, первым фильмом Вима Вендерса становится лента «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», снятая по одноимённой повести Петера Хандке. А первый большой успех пришёл вместе с выходом в 1975-м картины «Ложное движение», которая была удостоена ряда премий. Очередная картина Вендерса «С течением времени» снималась без сценария и была представлена на Каннском кинофестивале. Другой успешной работой стала криминальная драма «Американский друг», под впечатлением от которой известный режиссёр и продюсер Френсис Форд Коппола предложил Вендерсу снять фильм «Хэммет». Так, в 1978-м ради работы над новым проектом он переехал в Сан-Франциско, но начало съёмок затянулось на годы и сопровождались разногласиями с Копполой. В достаточно короткие сроки в 1981-м была снята лента «Положение вещей», повествующая о проблемах съёмочной группы и удостоенная премии Венецианского кинофестиваля.

Постер фильма «Небо над Берлином» / kinopoisk.ru

Одной из самых ярких работ Вима Вендерса стала картина «Париж, Техас», снятая в Америке осенью 1983 года и получившая главный приз на Каннском кинофестивале. А в 1987-м вышла другая легендарная работа Вендерса — драма «Небо над Берлином», которая собрала множество всевозможных премий. Среди других заметных работ режиссёра можно отметить фильмы «Когда наступит конец света», «Так далеко, так близко» (известная также под названием «Небо над Берлином 2»), «Лиссабонская история», «Конец насилия», «Отель „Миллион долларов“», «Земля изобилия», «Входите без стука», «Съёмки в Палермо», «Прекрасные дни в Аранхуэсе» и «Погружение».

Статья подготовлена по материалам сайтов newsarmenia.am, noev-kovcheg.ru, seditionart.com, ivi.ru.