Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Международный женский день: армянки в мировом кинематографе

Участие женщин в кинопроцессе было естественным с момента его зарождения. Предрассудки по поводу распределения профессий по гендеру на тот момент еще не сформировались, в разгаре была женская эмансипация. Женщины осваивали механизм постановки и организации художественного и технического процесса наравне с мужчинами. Здесь также следует учитывать, что к «великому немому» [образное наименование кинематографа до появления в нем звука — Прим. Ред.] всерьез не относились, что предоставляло некоторую свободу. Однако с приходом звука в кино и вплоть до окончания второй мировой войны — производственной частью занимались лишь единицы женщин. Шестидесятые с ветром культурной революции принесли свободу. Эпоху стали формировать такие женщины-режиссеры, как Аньес Варда, Вера Хитилова, Кира Муратова, Лариса Шепитько. Для женщин двери в производственную часть кинематографа стали открываться чаще, но проблема с тем, чтобы пробиться среди мужских имен остается актуальной и сегодня. В преддверии Международного женского расскажем об армянках, которые выбрали не самые заметные позиции в кинопроизводстве, однако сумели проявить себя и вписать свои имена в историю мирового кинематографа.

Нунэ Агаджанян — женщина-сценарист и пионерка раннего советского кино

Бытует стереотип о том, что «женскими профессиями» в кинематографе считают лишь исполнительское дело. Такое мнение стало архаичным, но из общественного сознания до конца не искоренилось. К истории дореволюционного кинематографа, когда во главе производственных процессов стояли женщины, обращаются довольно редко. В то время особенно распространенной женской профессией была монтажная работа. Монтажную называли «кино-кухней», что проводит некоторые параллели с предписываемыми женщинам обязанностями. Монтажная работа могла стать первой ступенью в карьерной лестнице. Отмечалась определенная закономерность в виде схемы: чтобы женщине занять режиссерское кресло ей следовало проявить себя в монтажной или написать удачный сценарий, затем освоить актерские навыки, и уже потом, с опытом и знакомствами, женщины могли заняться режиссурой.

Нунэ Агаджанян (Нина Агаджанова-Шутко) — это яркий пример выбора альтернативной профессии в кино. В первую очередь, она известна как революционерка, ее работа в кино несправедливо отходит на задний план, но в процессе жизни она смогла объединить эти два направления. Нунэ работала концертмейстером немого кино, а позже стала заведующей сценарным отделом на киностудии «Межрабпомфильм». Нунэ и ее муж Кирилл Шутко были в составе партийной комиссии по празднованию Первой Русской революции 1905 года. Восхищенные первой работой Сергея Эйзенштейна, они пригласили его в качестве режиссера фильма, приуроченного к событию. Нунэ отвечала за написание сценария, но в ходе работы и внутренних изменений со-сценаристом выступил Эйзенштейн. Результатом работы стал известный фильм «Броненосец “Потемкин”» (1925), авторство Нунэ часто не учитывается и остается забытым.

К осени 1927 года Нунэ стала преподавателем на заочных курсах по написанию сценариев для «Общества друзей советского кино». В 1929 году проявила себя как со-режиссер картины «Два-Бульди-два» вместе со Львом Кулешовым. В течение следующих пяти лет Нунэ работала на «Межрабпомифильме» в качестве сценариста. Нунэ приняла попытку теоретически обосновать свои идеи о сценарном ремесле в статье «Кинофронт». В период большого террора Нунэ эмигрировала в Латвию и вернулась уже после 1938 года. С возвращением в страну она вернулась и в кино, но работала в основном консультантом по сценариям, редактором и руководителем сценарного отдела «Союздетфильма». В период 1945-1952 годов Нунэ преподавала во ВГИКе. В 1958 году ее фильм «Необычные встречи» побывал на каннском кинофестивале.

За свою карьеру Нунэ успела проявить себя практически во всех направлениях, за исключением актерского мастерства. Женщина смогла реализовать себя в ремесле, которым всегда хотела заниматься. Она оставила теоретические пособия и свои рефлексии о сценарном деле, основала киножурнал «Пионерия», и посвятила оставшуюся жизнь тому, чтобы делиться своим опытом с будущим поколением сценаристов. Нунэ вдохновляющий примером женщин-пионерок мирового кинематографа. В мемуарах современников она часто описывается как скромная, кроткая, но в работе сильная, уверенная и порой настойчивая.

Жогакат Варданян — «Пронзительный свет, который обнажает огромный скрытый внутренний пласт горя»

Режиссер — это не женская профессия? Нет большей уверенности в отрицательном ответе, чем на этот вопрос. Жогакат Варданян — это новое имя в неигровом кинематографе. Девушка дебютировала с фильмом «1489» в 2023 году.

Картина рассказывает о второй карабахской войне: брат Шогакат 21-летний Соломон с начала войны был на обязательной военной службе. Молодой человек пропал, и его семья начала активные поиски, но они привели лишь к анонимным цифрам, которыми нумеруют тело человека, пропавшего без вести. Найденные останки были отправлены на экспертизу, чтобы установить, кому они принадлежат. Семья Варданян полтора года ждала результаты, которые, к сожалению, оказались трагичными.

Жогакат зафиксировала на камеру телефона хронику всего процесса, включая опознание тела и похороны. Она показала пугающе-крупными планами переживания близких и свои собственные: «…что-то, что я пыталась сделать на протяжении всего процесса работы над фильмом, это просто слушать и читать материал, который пришел из реальности», — отмечает Жогакат. Картина признана лучшей на международном кинофестивале неигрового кино IDFA, который ежегодно проводится в Амстердаме. «Фильм действует как пронзительный свет, который обнажает огромный скрытый внутренний пласт горя и создает осязаемое присутствие из невыносимого отсутствия. Кино как инструмент выживания — позволяет всем нам посмотреть на вещи, которые мы предпочли бы не видеть. И, наконец, незабываемый пример кино как акта любви», — отмечает жюри кинофестиваля.

Мариам Оганян: исследовательские поиски, литературная деятельность, режиссура, создание кинофестиваля

Квинтэссенцией борьбы за место женщин в культурном пространстве и киноиндустрии можно по праву считать деятельность Мариам Оганян. Мариам — режиссер документального кино, сценарист и основательница международного кинофестиваля «КИН» («Женщина»), который отметил свою двадцатую годовщину в 2023 году.

Мариам Оганян. Источник: cinepromo.ru

Мечта Мариам о режиссуре еще в юности негативно воспринималась родными. Она поступила на направление прикладной математики, но даже без профессионального образования стала работать ассистентом режиссера документального кино. В аспирантуре по социологии Мариам занималась гендерными исследованиями и смогла реализовать свой потенциал — сделала фильм «Гендерный анализ армянского кинематографа», а затем «Армянская женщина и политика». Режиссер не нашла отклика у критиков и коллег и решила сама создать то пространство, которое бы объединило женщин-режиссеров, которые столкнулись с трудностями в реализации своих замыслов. Кинофестиваль «КИН» ежегодно собирает работы женщин со всего мира, которые хотят быть услышанными. Мариам не остается в стороне и другого культурного круга — литературы. В 2004 году по ее инициативе вышла в свет антология «Современная армянская женская литература». В 2008 году автор издала сборник «Блестящий вальс», а в 2012 она написала интереснейшую повесть «И назвали меня Айастан» — это биографический рассказ о предках, которые пережили все кровавые вехи истории XX века. В ее фильмографии около двадцати работ, она продолжает активную деятельность в рамках фестиваля. Мариам является членом Союза Кинематографистов Армении и преподает в Ереванском Государственном Институте Театра и Кино.

Героини нашего материала талантливые, отважные, сильные и совершенно особенные женщины, которые в значительной степени повлияли на механику восприятия кинопрофесиий и расширили круг тем для исследований. Они доказали своим примером, что гендерная принадлежность не определяет тип ремесла, как и профильное образование — качество навыков. Они противостояли трудностям: диктуемым правилам патриархального общества, политическим обстоятельствам, войнам, обсуждениям, непринятию. Несмотря на все эти препятствия, сегодняшняя статья возможна благодаря их усилиям.

Текст подготовила Кристина Инякина