Живописец-портретист из Шуши: портретный мир Степана Агаджаняна

Живописец-портретист из Шуши: портретный мир Степана Агаджаняна

Портреты кисти армянского художника Степана Агаджаняна узнаваемы по сдержанности своего исполнения и тёмной цветовой гамме. В галерее созданных Агаджаняном портретов перед нами предстают его родители, поэтесса Мариэтта Шагинян, драматург Эмин Тер-Григорян и множество других известных деятелей культуры и искусства. Особенно интересны запечатлённые художником образы карабахцев и детей. Условно работы прославленного армянского художника можно разделить по месту их создания. Родной город Шуши, Марсель, Париж, Ростов-на-Дону и Ереван.

Степан Агаджанян. Автопортрет, 1926. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. Автопортрет, 1926. Национальная галерея Армении

Из Шуши — в Марсель

Степан Меликсетович Агаджанян родился 28 декабря 1863 года в Шуши. С 1872-го по 1881 год учился в армянском епархиальном училище, по окончании которого для освоения русского языка поступил в местное русское реальное училище (1881–1884). В 1884 году Агаджанян уехал в Баку.

Художественным талантом Степан Агаджанян был одарён от природы. Однако среди родственников он не находил понимания в своей тяге к искусству. И всё же счастливый случай помог ему пойти по своему пути. Будущий художник отправился в Марсель. Там его дядя, желавший сделать из него инженера, устроил племянника в пансион, в котором преподавали рисование. Преподаватель пансиона убедил дядю Степана, что юноша может достичь значительных успехов в изобразительном искусстве, если ему позволят заниматься любимым делом. Удача улыбнулась — Степана приняли в Марсельскую художественную студию, где он проучился четыре года (1886–1890).

Степан Агаджанян. «Карабахский пейзаж», 1900. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. «Карабахский пейзаж», 1900. Национальная галерея Армении

Париж. Академия Жюльена

Получив поддержку родителей, Степан Агаджанян в 1897 году продолжает учёбу в Париже — в знаменитой Художественной академии Жюльена. Агаджанян берёт уроки в мастерской профессора Жана-Поля Лоранса, художника-монументалиста, специалиста в области исторического жанра. Другим его учителем стал Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, прививший Агаджаняну тонкости понимания особенностей образной и пластической характеристики личности в портретном жанре. Учась в Академии Жюльена, Агаджанян получил золотую медаль за работу «Обнажённая».

Пройдя все этапы академического художественного образования во Франции, Степан Агаджанян унаследовал от своих преподавателей — приверженцев реалистического направления в искусстве — сдержанную манеру письма и тёмную гамму цветов. Высокая техника письма и тёмные цвета с преобладанием коричневых тонов будут отличать не только его парижские работы, но и картины последующих лет, написанные в Шуши и Ростове-на-Дону.

Степан Агаджанян. 1. Портрет пожилой бретонки, 1897–1899. 2. Натурщик. Академический этюд, 1897–1899. Национальная галерея Армении

Возвращение в Шуши. Портреты отца и матери

В 1900 году Степан Агаджанян вернулся домой в Шуши. Правда, здесь он столкнулся с непониманием и отсутствием необходимой ему творческой среды и профессионального общения. Несмотря на это, именно в Шуши он создал два своих шедевра — портреты отца и матери.

Степан Агаджанян. Портреты отца и матери художника, 1900. Национальная галерея Армении

«Энергетика этих портретов так велика, что они притягивают внимание сразу. Отец, сильный, мужественный, с огрубевшими от постоянного труда руками, воплощает в себе лучшие черты карабахцев. Он из тех, кто не позволяет стихийным чувствам выходить из повиновения. Милая улыбка и сама поза матери, изображенной на фоне интерьера с коврами, говорят о добром характере женщины. Тёмный колорит привносит элемент драматизма в оба портрета, придавая им трагическое звучание» [Нора Кананова. Мир Степана Агаджаняна].

Спустя несколько лет Степан Агаджанян принял решение переехать в Москву, а затем во Францию. Но по дороге тяжело заболела его жена Анна. Они были вынуждены остаться в Ростове-на-Дону.

Степан Агаджанян. Портреты карабахских женщин. Национальная галерея Армении

Ростов-на-Дону. Трудности и плодотворное творчество

В Ростове-на-Дону Степан Агаджанян и его жена Анна обосновались в 1906 году. Здесь их ждали трудности. Не хватало средств на жизнь и лечение Анны. Нужно было найти хоть какой-нибудь заработок. Агаджаняну удалось устроиться преподавателем чистописания в школу при церкви Сурб Торос (Федоровскую). Однажды он познакомился с художником Акимом Ованесовым. С тех пор Степан и Анна стали часто гостить у него и его жены Сусанны.

Здоровье жены Агаджаняна продолжало ухудшаться, и весной 1908 года она умерла. Степан остался один, спасением стали преподавание и творчество. По протекции Акима Ованесова ему удалось устроиться учителем рисования в гимназию Гогоева. Затем Ованесов познакомил его с художником Амаяком Арцатбаняном. Через некоторое время они помогли ему устроиться преподавателем в студию изящных искусств в Думском проезде, где оба работали. В 1919 году в Нахичевани усилиями сестёр Шагинян, Мариэтты и Магдалины, была открыта школа имени Врубеля, где вместе с известными столичными художниками Агаджанян стал преподавать живопись.

Степан Агаджанян. Портрет Мариэтты Шагинян. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. Портрет Мариэтты Шагинян. Национальная галерея Армении

В Ростове-на-Дону Степан Агаджанян жил в Крепостном переулке в доме № 9. Художник любил общество своих соседей и пользовался их уважением. Они часто его угощали, кипятили ему чай, приносили что-нибудь с базара. Как-то к одной из соседок зашла племянница. Звали её Леля. Художнику удалось уговорить Лелю позировать ему. Она стала ходить к нему каждый день. Так был написан портрет «Думы» — одно из лучших произведений, созданных художником в Ростове-на-Дону.

Степан Агаджанян. «Думы» (Портрет Е.С. Суховей), 1914. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. «Думы» (Портрет Е.С. Суховей), 1914. Национальная галерея Армении

Однажды, в тяжёлый и голодный 1918 год, портрет Лели чуть было не потеряли. К этому времени Степан Агаджанян женился на новонахичеванской армянке Варсеник Арутюновне Айвазян, выпускнице Ростовского медицинского института. Варсеник Арутюновна вспоминала, как в её отсутствие пришли покупатели, выбрали и унесли портрет «Думы», оставив взамен бутылку постного масла, кусок стирального мыла и два килограмма серой муки. Вернувшись, она застала мужа в таком состоянии, что решила во что бы то ни стало вернуть портрет. Несмотря на сильный мороз, на самой окраине Нахичевани она нашла и забрала портрет, предложив взамен другой. Когда Варсеник принесла обратно «Думы», обрадовавшийся Агаджанян сказал: «Я лишний раз убедился, что около меня находится человек искренний, который мои работы так же ценит и любит, как и я».

Степан Агаджанян. Портрет В. Агаджанян, жены художника, 1926. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. Портрет В. Агаджанян, жены художника, 1926. Национальная галерея Армении

И вот ещё одна интересная история, связанная с портретом «Думы». В 1956 году Мартирос Сарьян из Дома культуры города Сальск Ростовской области получил письмо такого содержания: «Прошу сообщить, где находится портрет „Думы“ художника Агаджаняна». Автор письма — сын той самой Лели, который работал директором Дома культуры. Ему ответили, что портрет хранится в Национальной картинной галерее Армении в Ереване, как и многие другие работы Агаджаняна.

Несмотря на все материальные затруднения, 15 лет жизни в Ростове-на-Дону Степан Агаджанян считал самыми плодотворными в творческом плане. В ростовский период жизни художником было написано много работ, среди них — портрет Сармакешевой, Мариэтты Шагинян, Якова Хачатряна, госпожи Хачатрян, портрет ростовского столяра, таганрогского рыбака, портрет Маруси.

Степан Агаджанян. «Девочка со спутанными волосами» («Седа с красным галстуком»), 1928. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. «Девочка со спутанными волосами» («Седа с красным галстуком»), 1928. Национальная галерея Армении

Армения. Новые цвета

В 1921 году Степан Агаджанян переехал в Ереван, где продолжил преподавать и участвовать в выставках. Переезд в Армению поменял палитру Агаджаняна на более яркие цвета. Здесь он написал «Арарат и Араратская долина», «Мой двор», «Старый Ереван», «Ереван на фоне Арарата», «Крыши. Новый Нахичеван».

Степан Агаджанян. «Арарат и Арартская долина», 1934. Национальная галерея Армении

Степан Агаджанян. «Арарат и Арартская долина», 1934. Национальная галерея Армении

«Он много работает на плэнере, и это ощущается не только в пейзажах, но и в портретах. Кисть становится более свободной, лёгкой, а тёмный коричневый вообще покидает палитру его картин» [Нора Кананова. Мир Степана Агаджаняна].

В 1939 году отмечалось сорокалетие художественной деятельности Степана Агаджаняна, которому исполнилось 76 лет. В Ереване была организована большая персональная выставка работ Агаджаняна. 13 декабря 1940 года художника не стало.

Степан Агаджанян. 1. «Ереван на фоне Арарата. Пейзаж», 1923. 2. «Мой двор», 1930. Национальная галерея Армении

В 1951 году в Москве в Доме культуры Армении была организована посмертная выставка работ Степана Меликсетовича. «Глубокий след в моей жизни оставил дорогой С.М. Агаджанян как педагог, человек и художник. Его имя известно далеко за пределами нашего Союза. Мастерство художника-живописца высоко ценили и ценят подлинные знатоки искусства во Франции, в Париже, где учился великий художник Армении», — такой отзыв о выставке оставил Б. Миневрин, бывший ученик Степана Агаджаняна по школе имени Врубеля в Нахичевани-на-Дону в 1920–1921 годах.

Источники:

1. Нора Кананова. Мир Степана Агаджаняна ǁ golosarmenii.am.

2. Агаджанян Степан Меликсетович ǁ worldartdalia.blogspot.com.

3. Талантливейший портретист Степан Меликсетович Агаджанян в Ростове-на-Дону ǁ nnao.ru.

Живописец-портретист из Шуши: портретный мир Степана Агаджаняна