0
0

История армянского кино

Эпоха немого кино

Начало XX века, запечатленное на кинопленку

 

До установления советской власти в 1920 году киносъемки в Армении носили случайный характер.

Первые съемки относятся к 1907 году. Были запечатлены похороны Католикоса всех армян Мкртича Хримяна.

В годы Первой мировой войны хроникеры снимали отдельные эпизоды боев на Кавказском фронте, трагические события жестокой расправы турецких властей с армянским населением, эвакуацию армян в Россию.

В 1918 году режиссер И.Н. Перестиани по сценарию В.К. Папазяна и Ц. Лакка осуществил на киностудии А.А. Ханжонкова первую экранизацию романа Александра Ширванзаде «Намус» (фильм вышел под названием «Связанная клятвой»).

В 1920 году оператор А.Г. Лемберг запечатлел события, связанные с установлением Советской власти в Армении: часть этого материала легла в основу фильма «Вступление Красной Армии в Ереван».

 

Рождение армянского кино

16 апреля 1923 года декретом Совнаркома Армянской ССР было принято решение о создании Госкино Армении, во главе которого были поставлены Даниел Дзнуни и Амо Бекназарян. Началось создание собственной кинопромышленности.

Становлению и развитию национального кино способствовала тесная связь ее мастеров с деятелями кинематографий других советских республик. Армянские кинематографисты творчески восприняли новаторские устремления Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, их поиски революционного пути развития киноискусства. В армянском кино работала большая группа актеров театра, писателей. Это обстоятельство в условиях общего роста национальной культуры привело к значительным успехам национального киноискусства.

В апреле 1924 года в Ереване была организована кинолаборатория. На базе этой лаборатории (впоследствии киностудия «Арменфильм» имени А. Бек-Назарова) в 1924 году был создан первенец национального советского киноискусства — документальный фильм «Советская Армения».

 

Появление звукового кино

Довоенные годы, годы Великой Отечественной войны

1935 год вошел в историю мирового кино — как год выхода на экраны первого цветного фильма «Бекки Шарп» (первый в мире полнометражный фильм в цвете). Это была экранизация романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна.

Рубен Мамулян, режиссер театра и кино, первый постановщик многих пьес Юджина О’Нила. В Голливуде он работал с конца 1920-х годов. В его фильмах блистали такие звёзды, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Морис Шевалье.

1935 год в истории армянского кино ознаменовался появлением звука. Первый звуковой армянский фильм «Пэпо» (по пьесе Габриела Сундукяна, 1935, режиссер Бек-Назаров, текст песен Е.С. Чаренца, музыка А.И. Хачатуряна), вошедший в золотой фонд многонационального советского киноискусства, подвёл итоги развития армянского кино, открыл новую страницу его истории и знаменовал собой более зрелый этап содружества кино с другими видами искусства. 

Во второй половине 30-х годов выпускались главным образом историко-революционные ленты.  Лучшим фильмом этих лет стала лента Бек-Назарова «Зангезур» (1938).

В годы Великой Отечественной войны были созданы короткометражные игровые фильмы о человеческих судьбах «Дочка» (1942, режиссер Бек-Назаров) и «Жена гвардейца» (1943, режиссер Бархударян). В 1944 году Бек-Назаров завершил работу над историческим фильмом «Давид бек», проникнутым пафосом патриотизма.

 

Послевоенный период

В первые послевоенные годы армянское кино переживало трудности, характерные для всей советской кинематографии.

В лучших традициях национального реалистического искусства режиссер Айартян в 1956 году осуществил экранизацию драмы Ширванзаде «Из-за чести» и в 1960 году поставил историческую эпопею «Северная радуга».

Популярностью пользовались музыкальные фильмы «Сердце поёт» (1956, режиссер Мелик-Авакян, в главной роли певец А.М. Айдинян) и «Песня первой любви» (1958, режиссер Юрий Ерзинкян и Лаэрт Вагаршян).

Среди удач тех лет — короткометражный комедийный фильм «Золотой бычок» (1956, режиссер Акопян). Полнометражной комедией «Парни музкоманды» (1960), построенной на историко-революционном материале, дебютировали режиссеры Г.С. Малян и Г.Р. Маркарян. Удачным был также дебют режиссера Армана Манаряна — короткометражная лента «Тжвжик» (1962).

В 1960-х годах выходят главные фильмы Сергея Параджанова — «Тени забытых предков» (1964) и «Цвет граната» (1968).

 
000181.jpg

Поиски «нового кино»

Выход на экраны в 1966 фильма «Здравствуй, это я!» (режиссёр Ф.В. Довлатян) знаменовал начало нового этапа, который отличался прежде всего интересом к характерам современников.

Режиссер Генрих Малян поставил фильм «Треугольник» (1967) — один из лучших фильмов тех лет, рассказ о сплочении, единении людей. Ответственности людей за все происходящее в мире был посвящён фильм Маляна «Мы и наши горы» (по Г.И. Матевосяну, 1970). Своеобразный киноязык режиссера проявился в фильме «Айрик» (1972), особенно в его заключительной части. В ленте «Наапет» (по Р.К. Кочару, 1977) режиссер создал символичный образ возрождения армянского народа после страшной трагедии Геноцида. Поэтическая емкость ленты, драматически сложное возвращение героя фильма к земле и людям принесли широкое признание этой картине. В фильме «Пощёчина» (по В.С. Тотовенцу, 1980) Малян раскрывает тему возвышенной любви.

В работах молодых режиссеров все чаще развивалась современная тематика. В поэтическом фильме «Человек из "Олимпа"» (1975, режиссер Д.Г. Кесаянц) воссоздается история человека, одержимого жаждой творчества, чудака, не понятого людьми. Фильм «Здесь, на этом перекрёстке» (1975, режиссер К.С. Геворкян) в документальной манере повествует об отношениях людей, которые складываются в процессе труда.

Различные аспекты современной жизни показаны в фильме «Там, за семью горами» (1980, режиссер А.Р. Агабабов) о сезонных рабочих, едущих на заработки в далекие края, и моральных критериях этих людей; «Командировка в санаторий» (1981, режиссер Айрапетян) о нравственном облике современного рабочего; «Механика счастья» (1982, режиссер Н. Г. Оганесян) о путях преодоления одиночества.

 
141451.jpg

Развитие жанров в армянском кино

С конца 70-х до начала 90-х армянские режиссеры развивают жанровые направления - историческое, комедийное, музыкальное и телевизионное кино. 

Дальнейшее развитие получает историко-революционный жанр. Фильм «Ссыльный № 011» (1979, режиссер Вагаршян) рассказывает о профессоре революционере С. Спандаряне, соратнике В.И. Ленина, фильм «Умри на коне» (1980, режиссер Мелик-Авакян) о герое Гражданской войны Гае (Гайке Бжишкянце). По мотивам романа С.А. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» режиссер Э.Г. Кеосаян в 1979 году осуществил постановку исторического фильма. «Звезда надежды» об истоках дружбы русского и армянского народов.

Тема Великой Отечественной войны раскрыта в фильме «Терпкий виноград» (1974, режиссер Б.Г. Оганесян) и фильме «Песнь прошедших дней» (1982, режиссер Альберт Мкртчян), повествующих о мужестве и героизме советских людей в тылу.

Продолжает развиваться комедийный жанр. Фильмы «Мужчины» (1973, режиссер Кеосаян) и «Крупный выигрыш» (1981, режиссер Мкртчян) сделаны на современном материале.

Продолжалась работа над произведениями армянской классики. Были экранизированы Туманян, Сундукян,  М. Армен,  Ширванзаде, Папазяна, У. Сароян.

Начиная с 1970 года киностудия «Арменфильм» систематически осуществляет постановки фильмов по заказу телевидения

Документальное кино

Документальное кино получило развитие в конце 20-х годах. С 1929 года начался периодический выпуск киножурналов. Снимались документальные и научно-популярные очерки, посвященные различным отраслям народного хозяйства, культуре и образованию.

Документальное кино получило развитие в конце 20-х годах. С 1929 года начался периодический выпуск киножурналов. Снимались документальные и научно-популярные очерки, посвященные различным отраслям народного хозяйства, культуре и образованию. В 1931 году был создан документальный фильм «Страна Наири» (режиссер Бек-Назаров), посвященный 10-летию установления Советской власти в Армении.

Армянские документалисты в годы Великой Отечественной войны внесли свой вклад в создание кинолетописи военных лет. Некоторые сюжеты, снятые для хроники, использовались в киноочерках.

К 25-летию Советской Армении был выпущен короткометражный документальный фильм «Страна родная». В фильме получила поэтическое воплощение судьба армянского народа.

Среди значительных документальных фильмов 50-х гг.: «Века и годы» (1956, режиссер Исаакян), «Егише Чаренц» (1957, режиссер Маркарян), «Архитектура Армении» (1958, режиссёр Айказян).

В 60–70-е годы документальное кино добилось значительных успехов. Документалисты стремились показать всесторонне жизнь Армении, достижения ее промышленности, науки, культуры. Многие фильмы посвящены армянскому искусству.

Документальные фильмы об истории Армении

 

Документальные фильмы о личностях и их биографиях

 

Документальные фильмы о Геноциде

 
 
armenfilm.kto.rasskazhet.nebylicu.avi.image3.jpg

Мультипликация

Мультипликационные фильмы в Армении начали выпускаться с 1938 года.

Мультипликационные фильмы в Армении начали выпускаться с 1938 года. Режиссер Л.К. Атаманов снял на Ереванской киностудии мультипликационных фильмов фильм «Пес и Кот» (по О. Туманяну, 1938) и в 1941 году — «Поп и Коза» (по армянской народной сказке).

После 1947 года производство мультипликационных фильмов прекратилось и возобновилось лишь в 60-е годы. Среди интересных работ можно отметить мультфильмы «Капля мёда» (1968, художник и режиссер В.Г. Подпомогов), «Невеста солнца» (художник и режиссер С.Х. Андриканян) и «Мышонок Пуй-Пуй» (режиссёр Р.П. Бабаян) — оба 1969, «Кот и Пёс» (режиссер А. Б. Миркарян) и «Лисья книга» (режиссер Р.А. Саакянц) — оба 1974.

Роберт Саакянц считается одним из самых плодовитых аниматоров в мире. Среди его первых мультфильмов — «Как медвежата китов кормили» (1974), отличающийся незамысловатым сюжетом и простой графикой. Наибольшую известность получили его экранизации сказок армянских писателей: «Охотники» (на основе сказок Хачатура Абовяна), «Кикос», «Ух ты, говорящая рыба!», «Ишь ты, Масленица!», «…Три синих-синих озера малинового цвета…», «Кто расскажет небылицу?», «Топор» (на основе сказок Ованеса Туманяна), «В синем море, в белой пене…» (музыкальная фантазия на темы армянских народных сказок).