Айвазовский. Романтическое начало в картине «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция»

Айвазовский. Романтическое начало в картине «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция»

Сороковые годы XIX века отмечены в русской культуре мощным влиянием романтизма — течения, которому характерны яркие, эмоциональные, беспокойные образы и поиск человеком своего назначения в мире. Не был чужд романтизму и Иван Константинович Айвазовский, сполна отразив в своём творчестве романтическое начало, чему немало способствовал и жанр морского пейзажа, в котором работал мастер — что, как не состояния моря, способно показать весь спектр чувств человека — от медитативного спокойствия до бурных и страстных волнений.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год. Источник: Третьяковская галерея

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год. Источник: Третьяковская галерея

Романтизм характерен почти для всех картин, созданных Айвазовским в сороковые. Некоторые из работ, объединенные этим популярным течением, были показаны на выставке в Париже — в 1843 году. Наибольшим успехом пользовалось полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» — посетители подолгу задерживались в галерее, не в силах оторваться от чар, в которые погружала эта картина. Мастеру внимание парижских любителей искусства льстило. Попав во Францию в качестве участника экспозиции, Айвазовский даже писал: «Французы не очень жалуют гостей, особенно русских художников, но как-то вышло напротив».

Что собой представляет живописное полотно? Это пейзаж, в котором присутствуют и тематическое начало, и некий сюжет. На первый взгляд, изображены — залив острова Святого Лазаря близ Венеции и группа армянских монахов на острове. Сумерки. Последние теплые лучи летнего дня освещают небо и горизонт, отражаясь в зеркальной глади залива. На переднем плане картины — длинные тени заходящего солнца. Один из монахов замер на берегу — вглядывается в очертания Венеции вдали. По водной глади скользит гондола — двое монахов смотрят на то, как внешняя жизнь проплывает мимо. Ещё двое — молодой и пожилой что-то обсуждают друг с другом. Есть предположение, что один из собеседников — брат Айвазовского, архимандрит Габриэл, а другой — аббат Сукиас Сомалян.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент). Источник: Третьяковская галерея

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент). Источник: Третьяковская галерея

Предположение, что один из мхитаристов — это Габриэл, возникло не на пустом месте. Есть портретное сходство, и художник подчеркивает серьезный и эмоциональный характер беседы святых отцов. Это — личная картина. Дело в том, что Орден не давал отпуск архимандриту, возбраняя ему поездки домой к родителям, ссылаясь на незаменимость последнего в монастырской работе. Иван Константинович неоднократно хлопотал перед начальством о выдаче подобного разрешения брату, но получал неизменный отказ. Дело в том, что помимо основных послушаний, отец Габриэл являлся основателем ежемесячного журнала «Базмавеп» и был вынужден заниматься серьезными издательскими вопросами. Отсюда возникла версия, что ученый-монах на картине Айвазовского — не кто иной, как Габриэл, получивший очередной отказ от высшего монастырского чиноначалия.

На картине зритель видит, как монашествующий стоит перед старым аббатом, понурив голову — лицо его печально. Возможно, в этот момент он сдерживает ностальгию по родине и желание увидеть родителей. Собеседник его, вытянув руку вперед, убеждает архимандрита в том, что отлучаться с острова нельзя.

Композиция с двумя фигурами в нижней части картины вносит драматизм в сюжет. Время суток — сумерки.

Идейное содержание картины ясно выражает книга красного цвета. Изображенная в центре композиции, она, по всей видимости, символизирует просветительскую деятельность ученых отцов Ордена св. Лазаря. Созданные мхитаристами издания художественной, исторической, языковедческой и переводческой литературы имели не только национальное значение, но и внесли значительный вклад в историю всемирной литературы, создав немалый общественный резонанс.

За весь период деятельности мхитаристов было издано немало крупномасштабных произведений — «Священная история» Минаса Бжишкяна, «Биография знаменитых личностей» М. Мак-Теопилянца, произведения Григора Нарекаци, Нерсеса Шнорали, сочинения самого Габриэла Айвазовского.

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент). Источник: Третьяковская галерея

И.К. Айвазовский. «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год (фрагмент). Источник: Третьяковская галерея

Во время посещения острова, в свое время, на Ивана Константиновича большое впечатление произвела библиотека мхитаристов и, особенно, «Новый словарь армянского языка» под редакцией Г. Аветикяна, Х. Сурмеляна и М. Авгеряна. Это — объемный двухтомник, содержащий более двух тысяч слов. Вероятно, книга, изображенная на картине, и есть упомянутый словарь.

Полотно «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция» вошло в историю армянской живописи как одно из тематических сюжетных произведений национальной культуры. Маринист и ранее писал сюжетные полотна, однако, эта картина, написанная в 1843 году, привлекает своим национальным колоритом. Романтизм выражен здесь в композиционном решении, в разработке света и тени, в изображении природы. А главным образом — в избранной теме: небольшая группа ученых монахов-армян, вдали от родины, на уединенном острове, ведет большую культурно-просветительскую работу. Ныне картина хранится в Ереване.

Источники:

  1. Н. Новоуспенский. И.К. Айвазовский: Альбом. Л., 1983.

  2. Минас Саргсян. Жизнь великого мариниста. Иван Константинович Айвазовский. Феодосия; Москва, 2010.

  3. Шаэн Хачатрян. Айвазовский известный и неизвестный. Самара, 2001.

В оформлении обложки использован фрагмент картины И.К. Айвазовского «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция», 1843 год.

Айвазовский. Романтическое начало в картине «Отцы-мхитаристы на острове Св. Лазаря. Венеция»