Редакция

«Коломыйка» Теодора Аксентовича: разбор картины к годовщине смерти художника

Редакция
«Коломыйка» Теодора Аксентовича: разбор картины к годовщине смерти художника

В течение нескольких тысячелетий наши предки пересекали множество территорий, оставляя за собой культурное наследие на этих землях. Одним из таких центров «диаспоры» является регион, который мы сейчас называем Трансильванией, где армянское присутствие когда-то было настолько ярким, что даже целый город назвали Арменополисом («армянский город»).

Сегодня мы чтим память одного великого польско-армянского художника и профессора университета – Теодора Аксентовича, который родился в Брашове (Румыния), и вспоминаем одну из самых интересных работ живописца – «Коломыйка».

Теодор Аксентович. Коломыйка. 1895. Источник: pl.pinterest.com

Теодор Аксентович. Коломыйка. 1895. Источник: pl.pinterest.com

Картина «Коломыйка» написана в 1895 году. Произведение, на котором изображены гуцулы, выделяется среди других работ художника своей необычайной выразительностью и энергией. В то время как большинство картин Аксентовича представляют собой приглушенные, спокойные композиции, в которых часто можно найти размышления на тему мимолетности жизни и меланхолии, «Коломыйка» излучает безудержную радость. Это проявляется в первую очередь в выразительном использовании хаотичных мазков кисти, которые создают динамику, ощущение вечного движения. Картина написана схематично и словно наспех, в ней отсутствуют детали, что также прекрасно передает спонтанность танца и движения фигур.

Художник тщательно и внимательно выбирал цвета для своих картин. На всем холсте их только три – белый, коричневый и красный. Используя эти краски, художник тем самым подчеркивает, что зритель смотрит именно на праздник: участники в праздничной одежде, женщины – с лентами и венками на голове, а мужчины в белых рубашках. Метод изображения предполагает, что люди на картине веселятся, кружась, что характерно для народного танца «Коломыйка». В произведении Аксентович выстроил необычную композицию «в действии» – танцующая пара на левой стороне холста не поместилась в картину, так как танец вынес их за пределы кадра. Такой художественный приём создает ощущение динамики – будто художнику не удалось запечатлеть правильно поставленный кадр из-за активности движения.

Было нарисовано много вариантов «Коломыйки» – помимо окончательного варианта, который мы видим, Аксентович также пытался изобразить танец в пастельной и акварельной техниках.

Подготовлено по материалам: h-pem.com, culture.pl

«Коломыйка» Теодора Аксентовича: разбор картины к годовщине смерти художника