Армянский музей Москвы и культуры наций

View Original

Степан Сатунц — архитектор и джентльмен

Архитектор Степан Сатунц всегда производил на окружающих приятное впечатление. Джентльмен. Так его называли друзья и коллеги за неизменно элегантный внешний вид. «…это был прелестный человек, красивый, элегантный, в безукоризненно сидящем костюме, с неизменным галстуком-бабочкой. <…> В разговорах об архитектуре, об ответственности зодчего, просто о людях и их поступках критерием для него была „чистоплотность“», — писала о Степане Сатунце историк архитектуры Маргарита Астафьева-Длугач.

Степан Сатунц (1910–1985) ǁ wikipedia.org

Степан Христофорович Сатунц родился в 1910 году в Тифлисе в семье архитектора, выпускника Императорской Академии художеств Христофора Богдановича Тер-Саркисова-Сатунца. С юных лет отец привил ему любовь к архитектуре и искусству. После окончания Академии художеств Грузии с 1931-го по 1940 год Степан Сатунц работал в своём родном городе. Ему предстояло приобрести известность одного из ведущих архитекторов Грузии. Самым известным зданием, спроектированным и построенным им в грузинской столице, стал Тбилисский цирк на 2000 зрителей.

Тбилисский цирк, начало 1950-х ǁ pastvu.com

В 1940 году Степан Сатунц перебрался в Москву и поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР. Он стал учеником Андрея Константиновича Бурова — архитектора и инженера-изобретателя, построившего Центральный дом архитектора в Гранатном переулке и Московский ипподром. В дальнейшем Сатунца и Бурова связывали многолетняя дружба и творческий союз.

С началом Великой Отечественной войны Степан Христофорович прервал обучение в аспирантуре и вернулся в Грузию. По состоянию здоровья он не подлежал призыву на фронт и устроился работать в службу маскировки в Тбилиси. В 1944 году Сатунц вернулся в Москву. С тех пор и до конца своих дней он преподавал в Московском архитектурном институте: за время своей педагогической деятельности воспитал талантливых архитекторов, многие их которых стали ведущими специалистами. Одновременно Сатунц работал главным архитектором проектов и руководителем мастерских в различных институтах в Москве и в союзных республиках.

Ресторан и кафе «Арарат» на Неглинной улице в Москве ǁ wikipedia.org

Наиболее плодотворный период творчества Степана Сатунца пришёлся на конец 1940-х – 1960-е годы. Тогда он принял участие в реализации генерального плана застройки разрушенного войною Минска. В 1951–1953 годах по заказу Белорусского государственного института промышленного проектирования Сатунц совместно с М.П. Парусниковым и Е.В. Шарковой запроектировал вторую очередь Минского стадиона «Динамо» (ныне Национальный Олимпийский стадион «Динамо»), который возводился с 1947 года в одноимённом спортивном парке.

Степан Сатунц — автор около 150-ти проектов. Среди наиболее значимых зданий, возведённых по его проектам, значатся ресторан и кафе «Арарат» на Неглинной улице в Москве (совместно с Каро Алабяном, 1949), завод шампанских вин в Ереване (1949), цирк на 2000 зрительских мест в Нижнем Новгороде (1955–1956), Большой Московский цирк на 3000 зрительских мест (1960). К сожалению, большинство из проектов так и остались лишь на бумаге — во многом по причине беспартийности их автора. Важное место в жизни Степана Сатунца занимали живопись и графика. Как художник-декоратор он оформил два спектакля в тифлисском Театре юного зрителя — «Гикор» и «Будь готов!» (1929).