0
0

Армянский театр. Новое время

Сардарский дворец на открытке времён Российской империи

Присоединение Восточной Армении к Российской империи в 1827 году сыграло важную роль в развитии театра Нового времени. Армянские деятели театрального искусства получили возможность ближе познакомиться с русской литературой. Примечательно, что первая постановка произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», на которой присутствовал сам автор, была осуществлена в Эривани в декабре 1827 года.

Уже в 1820-е были созданы первые армянские любительские школьные спектакли в Тифлисской армянской семинарии А. Аламдаряна и в Карасубазаре (ныне Белогорск). Важным событием было создание в 1836 году Г. Шермазаняном театра в Тифлисе под названием «Шермазанян дарбас», где в 1842 году была поставлена его комедия «Описание некоторых делишек епископа Карапета», критиковавшая духовенство, купечество и чиновников.

В 1859 году выдающийся армянский писатель и демократ М. Налбандян в рецензии на спектакли армянских студентов Москвы (историческая трагедия С. Ванандеци «Аристакес» и бытовая комедия Н. Аладатяна «Пропали мои пятьдесят червонцев»), изложил свои взгляды о роли и значении театрального искусства, что также стало теоретической основой для дальнейшего развития армянского демократического театра.

В 1850–1860 гг. появились бытовые комедии М. Патканяна, Н. Пугиняна, М. Тер-Григоряна, О. Гургенбекяна и других драматургов. В 1863 году под руководством Г. Чмшкяна в Тифлисе был создан армянский театр. В 1865 году в Ереване были поставлены первые армянские спектакли, а уже в 1873-м создан театральный коллектив под руководством драматурга, актера и режиссера Э. Тер-Григоряна.

Акоп Вардовян

Театр в Западной Армении. Уже в 1810 году в Константинополе были поставлены первые армянские спектакли под руководством М. Бжишкяна. Важное историческое значение имел театр «Арамян татрон» О. Гаспаряна, который существовал в течение 1846–1866 гг., сохраняя также традиции древнеармянского театра. В то же время в 1850-е гг. в Константинополе действовали также армянские любительские труппы. Поэт-драматург М. Пешикташлян в 1856 году основал армянский национальный театр. Не менее важным событием становится выход в 1857 году театрального журнала «Музы Арарата». Творчеством М. Пешикташляна, С. Экимяна, П. Дуряна, Т. Терзяна развивалась западноармянская драматургия.

В 1860-е любительские армянские театральные труппы в Константинополе и в Тифлисе развивались до уровня профессиональных постоянных театров. Важным историческим событием становится основание Акопом Вардовяном театра «Аревелян татрон» («Восточный театр») в 1861 году. В 1869-м он же организовал в Константинополе «Вардовян татерахумб» (труппа Вардовяна), который действовал до 1877 года, когда началась русско-турецкая война. В 1873 году был основан театральный коллектив, которым руководил драматург, актер и режиссер Э. Тер-Григорян.

Большой вклад в переход армянского театра от классицистической манерности и напыщенности исполнения к реализму образов и игры имели Г. Чмшкян, С. Мандинян, М. Амрикян (последний загоревшись идеей основания постоянного армянского театра, еще в 1863 году, создал вместе с П. Прошяном драматический кружок, оставивший заметный след в истории становления армянской сцены).

Уже с конца 1870-х гг. турецкое правительство подвергло гонениям армянские театры в Константинополе. В эти же годы из Константинополя в Закавказье переехали многие крупные армянские актеры, среди них П. Адамян, Сирануйш, Астхик, Рачья Азнив, М. Мнакян и др.

Долгое время Тифлис был культурным центром Закавказья. С ним во многом связаны и театральные традиции армянского народа.

В Тифлисе, начиная с 1824 года, в армянской Нерсесяновской школе ставились спектакли на армянском языке, а в дальнейшем игрались на разных сценах города. И уже в 1856 году был основан профессиональный армянский театр, с профессиональной актерской труппой, возглавляемой Геворком Чмшкяном. Под его руководством в театре выросло первое поколение актеров: М. Амрикян, А. Сукиасян, А. Мандинян, С. Матинян, К. Арамян, Г. Мирагян, С. Шагинян, Сатеник и др. В этот период с театром сотрудничали драматурги: Н. Алададян, Н. Пугинян, М. Тер-Григорян и, конечно же, основоположник армянской реалистической драматургии Габриел Сундукян.

Петрос Адамян

Выдающаяся роль в развитии театра в 1880-е годы принадлежит крупнейшему трагику Петросу Адамяну. Адамян создал замечательные реалистические сценические образы в пьесах Сундукяна и в переводном репертуаре насыщенные вдохновенной романтикой.

Петрос Адамян, родившийся в Константинополе в 1849 году, прославился исполнением ролей Отелло, Короля Лира и в особенности Гамлета. Впервые он сыграл на сцене в константинопольском армянском театре. После закрытия в Османской империи армянских театров вместе с некоторыми другими актерами Адамян переезжает в Россию. Он выступает на сцене в Тифлисе, Баку, Шуши, Александрополе.

Петрос Адамян стал тем артистом, который впервые на армянском языке исполнил роль Гамлета (перевод Сенекирима Арцруни). Произошло это в 1880 году. С 1883 по 1888 годы он гастролировал по России, выступая на армянском и французском языках. В русской печати Адамяна признавали одним из крупнейших трагиков мира. Еженедельник «Искусство» писал, что Адамян вложил в исполнение роли Гамлета «гораздо более страстности и энергии, чем, например, известный Сальвини и Росси…». Мировую славу итальянским актерам Эрнесто Росси и Томмазо Сальвини также принесли роли в шекспировских пьесах.

Адамян был признан лучшим Гамлетом второй половины XIX века в мировом масштабе. Сам Эрнесто Росси, считавшийся непревзойденным Гамлетом, увидев Адамяна в этой роли, подарил ему свою фотографию с дарственной надписью: «Адамяну — Первому в мире Гамлету».

Дальнейшее развитие театра связано с драматургией А. Пароняна, создавшего яркие сатирические комедии «Дядя Багдасар», «Восточный дантист», «Льстец», и А. Ширванзаде, автора выдающихся реалистических психологических драм «Из-за чести», «Намус», «Злой дух», «На развалинах». Широко вошли в репертуар армянских театров драмы и комедии Э. Тер-Григоряна «Под маской благотворительности», «Жертва угнетения». Романтическими тенденциями проникнуто творчество Мурацана — историческая драма «Рузан».

Реалистическое направление в армянском театре утверждали актеры — А. Абелян, Сирануйш, П. Араксян, А. Арутюнян, А. Арменян, А. Вруйр, Г. Аветян, О. Севумян, Г. Петросян, О. Маисурян, Забел, игравшие в Тифлисе, Баку и других городах.