0
0

Великие перспективы

Изменения необходимы для нашего достоинства — к этому сводится мысль статьи. А вот назрели ли они, это решают граждане, общество. Для «чистоты эксперимента» мы выбрали для разбора именно герб РА. При всех многочисленных недостатках и нелепостях этого произведения его качество следует оценить выше, чем качество флага РА, гербов почти всех городов и марзов, которые в подавляющем большинстве очень плохи — причем, как правило, по всем трем критериям, рассмотренным выше.

Илл. 18. Крест и лилии церкви Св. Стефаноса монастыря Кошаванк

Армения — действительно музей под открытым небом, а геральдическая символика всегда «вырастала» из догеральдической. Это обстоятельство дает огромные возможности для герботворчества, ведь почти у каждого населенного пункта страны имеются достопримечательности с крестовыми знаками и символическими сценами. Многие местности хранят реликвии, овеяны памятью о таких исторических эпизодах, которые способны воплотиться в геральдический материал. Используем ли мы в должной мере в гербо- и флаготворчестве превосходного льва Гандзасара или чрезвычайно выразительное по форме Св. Копье, давшее название одному из великих армянских монастырей — Гегард? Последний, кстати, известен превосходной символической сценой, также расточительно не используемой. Блистает ли на наших флагах великолепное пятикрестье Нор Варагаванка? Украшают ли герб села Кош (есть ли вообще такой?), а то и марза Арагацотн чудесные флерделизы церкви Св. Стефаноса Кошаванка? Череду подобных риторических вопросов можно продолжить.

При компетентном отношении к делу не только города и марзы, но и каждая община, каждое армянское село может обзавестись интереснейшим достойным гербом, имеющим историческую основу. Это может стать одной из духовных скреп, связующих людей с родной землей, не дающих проявиться отчуждению. Лишь бы исторические камни с крестовыми знаками, рельефами животных, другой местной символикой оставались в том месте, с которым они сроднились, не увозились под тем или иным предлогом в столицу или даже за пределы страны (при этом, конечно, требуется обеспечение сохранности на местном уровне).

В каком бы беспробудном летаргическом сне неведения и невежества мы ни находились, заброшенные, порой бесприютные эмблемы и символы предков, львы тагаворов периодически восстают из глубин всеобщей амнезии, пробуждая нас к достоинству. Большинство из них погибло, некоторые, как, например, анийская эмблема Багратуни, уничтожаются на наших глазах; сохранившиеся нуждаются в нашей памяти, исследовании и увековечении (в том числе на современных армянских гербах и флагах), чтобы окончательно не кануть в безвестность. Увековечение требует компетентности. Причем важно не только создавать корректные гербы, флаги, но и надлежащим образом их использовать, что означает правильную постановку геральдической практики в РА.

Поскольку ее нынешнее состояние может быть охарактеризовано как «почти на дне», перспективы здесь огромные. Главное — не повторять ошибок. Компетентность во главе угла означает передачу дела государственных символов и геральдической практики РА историкам и специалистам по геральдике/вексиллологии, объединенным в Геральдический Научный Совет. Законы о государственных гербе и флаге не должны писать те, кто не провел самостоятельных исследований истории нашей символики, не знает элементарных канонов геральдики (например, «азбучную истину» о различии цветов поля и гербовой фигуры), ее языка, ни разу не заглянул в гербовники. Геральдический Научный Совет, если он будет создан, испытает большую потребность в лучших экспертах по древней и средневековой армянской архитектуре, хачкарам, миниатюрам рукописей, специалистам по нумизматике, сфрагистике, картографии, генеалогии, знатокам истории отдельных периодов нашего народа, государственности — от древних царств до Армянского королевства Киликии, Новых и Новейших времен.