0
0

К шедеврам «геральдической моды»

Илл. 12. Герб короля Армении Вийнбергенского гербовника (нижний ряд, центральный щит), 3-я четверть XIII в.

C тех пор герб короля Армении наследовался вместе с титулом, по ходу претерпевая эволюцию. Изменения эти были связаны не только с политическим и династийным развитием, но и происходящим по мере «взросления» геральдики усложнением структуры гербов. Простой щит без делений с львиным знаком времен Рубенянов с обретением армянского королевского титула Люзиньянами Армении становится составным, поскольку вбирает в себя иерусалимскую и кипрскую титульные истории (претензии) этого рода. В тот же период — в хронологическом соответствии с европейской «геральдической модой» — фиксируется появление у герба короля Армении шлемовой символики.

Илл. 13. Герб короля Великой Армении — см. титул надписи — по версии собирателя одного из германских гербовников начала XVI в.

На этом этапе история Армянского королевства прерывается из-за завоевания мамлюкским Египтом (1375 г.), но жизнь и странствия символизирующего его герба по европейским гербовникам не прекращаются. Покуда сохраняется титул — а он через тагавора Левона V (1374–1375/93) перешел к Люзиньянам Кипра, а затем к представителям Савойского дома, которые владеют им до сих пор, — жив и герб, который в XV–XVII веках продолжал эволюционировать согласно новым веяниям переменчивой «геральдической моды». Исследование описанных трансформаций по материалам источников XII–XVII веков – тема отдельной большой работы, которую мы надеемся представить читателю в будущем (частично и вкратце эта тема обозревалась нами в ряде статей). Сейчас же мы хотели бы продемонстрировать эту эволюцию сопоставлением трех образцов герба короля Армении разных веков, в вариации восстающего червленого льва в золоте.

Иллюстрация 12 извлечена из очень раннего гербового свитка, носящего название Вийнбергенского (3-я четверть XIII в.). В ее нижнем ряду, в центре — простой щит, отобразивший вышеописанный блазон короля Армении. Отсутствуют деления щита, корона над ним, шлемовая символика. При сравнении данного рисунка с образцами герба того же титула, относящимися к началу/1-й половине XVI века (илл. 13 и 14), можно констатировать значительное усложнение содержания. Щит, включивший уже не одну, а три титульные эмблемы, приобретает наклонение и составной характер. На гербе появляются геральдический шлем, увенчанный королевской короной, великолепный намет, окрашенный в цвета герба-носителя (червлень и золото), червленые (по цвету армянского льва) шлемовые рога — знак, восходящий к символике дохристианской эры, другие шлемовые знаки.

Илл. 14. Роскошный герб короля Армении португальской «Книги мастера Гербов» (1509 г.). 1-е армянское поле трёхчастного щита декорировано дамасцировкой

Отдельное внимание мы хотели бы привлечь к третьему из сопоставленных гербов (илл. 14). Он является частью самого великолепного, на наш взгляд, европейского гербовника — португальской «Великой книги» или «Книги мастера гербов» (1509 г.) — и представляется армянскому читателю впервые. Помимо его содержательных достоинств, большая часть которых перечислена нами выше, нельзя не отметить и превосходное качество исполнения этого геральдического шедевра. Особым его изыском является, в частности, дамасцировка — декоративный узор, нанесенный на 1-е поле щита, где представлен лев армянского королевского титула.