«Хочу, чтобы запомнили меня кротким и смиренным человеком»

«Хочу, чтобы запомнили меня кротким и смиренным человеком»

Армянский музей  Москвы и культуры наций завершает серию публикаций о художнике Вреже Киракосяне. Здесь публикуется отрывок из его интервью ресурсу «Энциклопедия мужества»

В 2011 году во время одного из телеэфиров российский художник Никас Сафронов порадовался хорошему сочетанию цветов в твоих картинах.

Я был рад этой оценке. Уже тогда благодаря ТВ я знал Сафронова, и он мне нравился и как художник, и как человек. Его образ мышления, поведение, манера речи — прекрасны.

И когда, просмотрев мои рисунки, он выразил одобрение, я очень обрадовался и после эфира с ним долгое время лелеял надежду, что он поможет организовать совместную выставку или хотя бы будет поддерживать со мной контакт. Однако звонков не было. Я надеялся напрасно.

Откуда ты берешь идеи для рассказов и картин?

Скорее всего, из пережитого в жизни. Эмоции, переживания, которые больше всего берут за душу, становятся стимулом для творчества.

Какие эмоции проще всего кладутся на холст?

Интересный вопрос. Проще всего вылить на холст то, что хорошо ощущаешь, что тебе ближе. Важно, какой это жизненный период. У меня был отрезок жизни, когда мне хотелось писать исключительно в черно-белых тонах. Другой период был наполнен страхом, ужасом и… черепами.

Сейчас наибольшее удовольствие я получаю от рисования маслом ярких и красочных картин природы.

Как твоя православная вера отображается на тематике произведений или их стилистике?

Честно сказать, когда я рисую или пишу, я стараюсь не касаться религии. Я все же больше пытаюсь выразить любовь к планете, природе и людям, нежели осветить религиозные оттенки мира. Хотя у меня есть пара картин на религиозную тему.

А инвалидность отображается?

На творчестве она никак не отразилась, так как инвалидом я себя никогда не ощущал. Хотя, буду честным, в моей книге [Душа моя в стиле ню] есть несколько иллюстраций, на которых я рисовал себя на коляске. Однако я никогда не чувствовал себя физически ограниченным или «не совсем тем, что другие».

Твоя вышедшая в июне автобиография с рисунками « Душа моя в стиле ню» – что это за книга?

С 18-летнего возраста я вел дневник. Записывал самое сокровенное и важное, то, чем ни с кем не мог поделиться. Когда у меня появился продюсер, Любовь Федоренкова, я предложил ей прочитать мои записи.

Она ознакомилась и сказала, что я не имею права их таить и никому не показывать. Ее совет состоял в том, чтобы дополнить дневник описанием моего детства с юностью и издать его в виде книги. Я с ней согласился.

В книгу я включил эпизоды о том, как учился, преодолевал сложности, пытался заводить знакомства с девушками и адаптироваться к обществу. Первые отношения, первая любовь… Обо всем этом я рассказал в книге, и душа моя в ней полностью обнажена.

Твоя мечта – путешествовать и видеть много стран. Украина – в планах?

Почему бы и нет? Когда мне было два года, меня привезли в Украину: у меня мама отсюда, родилась в Мелитополе. Позднее она познакомилась с моим отцом, и они переехали жить в Ереван. Я даже помню, как купался в Азовском море!

Я с удовольствием приехал бы к вам вспомнить детство, но из-за военных действий этого сделать не могу. Глядя на ваши проблемы я испытываю сильную боль, поскольку вместо развития страна занимается обороной. Я буду счастлив, если в Украине все наладится.

Твой совет одаренным людям с ограниченными возможностями?

Попытаться найти плюсы того положения, в котором он или она находится. Я убежден, что если правильно к нему относиться, то можно усмотреть и некую выгоду. Это состояние помогает развиваться внутренне и видеть мир иными глазами.

Не нужно бояться плыть против течения! Необходимо поверить в то, что в коляске реально добиться гораздо большего, нежели способен здоровый человек. Ограниченные возможности – это не наказание от Бога. А проявление Его любви.

Каким бы ты хотел, чтобы тебя запомнили?

Кротким и смиренным человеком. Хотя эти качества я ценю превыше всего, их во мне очень и очень мало. И еще — добрым!

Ну и, конечно же, хотел бы остаться в памяти людей как художник, который старался показать красоту этого мира и любил людей. Мое творчество — это не бунт и не протест, а отражение любви и очарования нашего мира. Оно позитивно, окрашено в светлые тона и предназначено радовать людей.

 

«Хочу, чтобы запомнили меня кротким и смиренным человеком»