Подробное выступление Каро Пайляна в турецком парламенте

Подробное выступление Каро Пайляна в турецком парламенте

Выступление Каро Пайляна, депутата турецкого Меджлиса армянского происхождения,  вызвало восхищение и восторг среди армян и вашему вниманию хотим предоставить полное его выступление на русском языке:

Председатель: Слово для выступления в поддержку предложения фракции «Демократической партии народов» имеет депутат от Газиантепа Махмут Тогрул. Пожалуйста, г-н Тогрул. (пауза) Значит, произошла ошибка. В таком случае, слово имеет Каро Пайлян – депутат от Стамбула. Пожалуйста.

 Каро Пайлян (Примечание переводчика: по-турецки пишется Garo Paylan): Уважаемый председатель, дорогие депутаты, с большим уважением приветствую всех вас.

Здравствуйте (примечание переводчика: эту фразу он произнес по-армянски). Хочу обратить ваше внимание на период между 1908 и 1915 г.г. Этот период истории мы знаем не очень хорошо. Наши знания ограничиваются теми сведениями, которые нам преподавались на уроках истории революции. Но, к сожалению, мы не знаем о периоде, предшествовавшем республике, потому что у нас все внимание уделено истории республики. Но был еще период истории до провозглашения республики, был дореспубликанский парламентский режим. Как известно, существовал деспотический режим Абдул Хамида (примечание переводчика: последний правитель Османской империи), против которого были постоянные протесты. В 1908 году была возобновлена деятельность парламента и конституции. II Мешрутиет (Конституционализм) дал нам возможность иметь парламент (меджлис) и конституцию. Вместе с тем, все народы Османской империи пребывали в приподнятом праздничном настроении. Мечты о демократии и свободе вновь ожили в период 1908-12 г.г., и с такой надеждой, в рамках собственной идентичности, с честью и достоинством народы вносили в меджлис свои требования. И в целом эти требования касались всех сторон Османской империи. В 1908 году каждый пятый житель Османской империи был армянином. Далее, двое из пяти жителей империи были армянами, греками, ассирийцами или евреями. Проводились выборы. Как вы знаете, после 1908 года появилась возможность проведения выборов, и был сформирован Меджлис-и-Мебусан (Примечание переводчика: Палата представителей). Армяне и другие народы выбрали своих представителей, и действовала палата представителей. В этой палате была развернута борьба за равноправное проживание всех народов на общей родине, в рамках демократической политики. Депутаты армянского, греческого, турецкого, курдского происхождения начали борьбу за право всех народов жить вместе на своей общей родине. В османской империи была система сосуществования наций. Тогда не было усердного насаждаемого сейчас понятия единой нации. В пределах Оманской империи все нации имели своего рода культурную автономию. Армяне, греки, ассирийцы, евреи имели культурную автономию. В патриархиях действовали религиозные организации. Существовали также организации физического воспитания личности. Каждый народ имел возможность учиться родному языку с параллельным изучением многих других языков. Права, связанные с этим, активно обсуждались в Меджлисе. Депутаты-армяне выступили с предложением создать, наряду с культурной автономией, систему децентрализации власти, иными словами, местную демократию. Это не было требованием только армян. С предложениями создать модель децентрализации выступали такие деятели тюркского происхождения, как принц Себахаттин, а также деятели, имевшие самое разное происхождение. То есть, модель децентрализации, которая действует сегодня на Западе, предлагалась для обсуждения в годы существования Османской империи, когда на Западе еще не могли добиться этого. Но были и те, кто был против такой модели.

 Буду краток, «Иттихад ве Теракки» (Примечание переводчика: младотурецкое движение «Единение и прогресс»), захватив 23 января 1913 года резиденцию правительства, совершило переворот, нейтрализовав парламент и конституцию. После выборов 1914 года парламент полностью бездействовал, и страна уже была полностью во власти хунты. Это была хунта генералов Талаата, Энвера и Джемала. Организаторы первого переворота полностью лишили какой-либо силы парламент и конституцию, стали править страной при помощи издаваемых ими указов. Уже шла первая мировая война, когда 24 апреля 1915 года, увы, были  арестованы представители армянской интеллигенции, лидеры армянского общественного мнения и депутаты-армяне. (Примечание переводчика: когда выступающий начал это предложение, в зале меджлиса послышался шум, ропот, неразборчивые комментарии). Депутатов пешком привели в Анкару. Им говорили, что их ждет суд, так же, как и представителей интеллигенции. Некоторых депутатов увели в Диярбакыр и Урфу, говоря о том, что будут их судить. Несмотря на их депутатскую неприкосновенность, их арестовали и увезли в Анкару, Аяш, Урфу, Диярбакыр. Во время этапирования депутаты были убиты бандитами. Естественно, после того, как были нейтрализованы лидеры общественного мнения и депутаты общества, когда была нейтрализована сама идея демократической политики и стремление решать вопросы в рамках демократии, армянский народ и ассирийский народ соответствующими указами были изгнаны с древней земли, на которой жили тысячелетиями. Лично я живу на этом счете потому, что соседи моих предков в Малатии тогда спасли их от убийства. Мои предки доверили своих детей этим совестливым и порядочным анатолийцам. Благодаря им мои предки остались живы, значит, благодаря им живу и я. Нас называют «избежавшие меча».

Были такие же порядочные административные работники. Например, начальник уезда Лидже. Было очень много порядочных госслужащих, противостоявших массовым убийствам, но их самих тоже постигла эта участь. Они тоже были убиты бандитами. 

После первой мировой войны судами военного трибунала организаторы хунты были осуждены, некоторые получили наказание. Некоторые были сосланы на остров Мальта. Процесс осуждения еще не был завершен, когда была провозглашена республика, в Анкаре был создан меджлис. Но этот меджлис даже не собирался рассматривать совершенные чудовищные преступления. Начальник уезда Богазлыян в свое время был осужден судом военного трибунала, но Великое национальное собрание Турции в числе своих первых постановлений оправдало и реабилитировало начальника уезда Богазлыян Кемаль бея и других лиц, совершивших чудовищные преступления. На сегодняшний день две тысячи пятьсот улиц страны носят имена генералов Талата, Энвера, Джемала. (Примечание переводчика: В зале слышны возражения, звучит слово «генерал», далее - неразборчиво, но интонация свидетельствует о раздраженности некоторых депутатов. Спикер обращается к депутатам: Уважаемые депутаты.)

Сегодня мы, к сожалению, ходим по улицам, названным в честь генерала Талата. Вы можете представить себе такое, чтобы в Германии, в Берлине были улицы и проспекты Гитлера ли Геббельса?! Но в нашей стране две тысячи пятьсот улиц и бульваров названы именем генерала Талата.   

Господа, были волнения. Вы, конечно, скажете, что таковы условия войны. Я знаю. Когда игнорировалась демократическая политика, когда путем переворота были нейтрализованы политики, конечно же, были волнения. Ведь никто на пустом месте никогда не поднимает мятеж. Факт в том, что была нейтрализована демократическая политика. Вы будете говорить о правах в военное время, об условиях военного времени. Но ведь война шла на границе с Россией, война была в Ване, но изгнаны были также армяне Бурсы, Текирдага, Малатии. За каждым преступлением кроется отельная личность. И это преступление называется массовым уничтожением армянского и ассирийского народов. Ущерб от этого коснулся нас всех. Ущерб был нанесен и армянскому народу, и самим туркам, и курдам, так что потеряли буквально все. Вместе с этим были поражены идентичности армян и турок. Зло стало обыденным явлением, и уже сто лет мы ходим по туннелю в кромешной тьме.

И сегодня осуществляются попытки игнорирования демократической политики, когда на повестке дня стоят вопросы отмены норм неприкосновенности. Это приведет к такому развитию событий, последствиями которых станут массовые убийства и горькие слезы.

Прямой диалог способствует улучшению. У армянского народа тоже есть потребность в улучшении. И у турок, и у всех народов Турции есть такая потребность. Мы все когда-то заболели, и все нуждаемся в справедливой памяти. И если будет рассматриваться этот вопрос, то только в Великом национальном собрании Турции. Мое мнение заключается в том, что не должны привлекаться никакие иные парламенты. И именно мы должны справедливо и беспристрастно расследовать эту боль, этот мрак и традицию, взятую на вооружение сторонниками хунты и переворотов.  

Сейчас я назову имена тех депутатов, которые стремились сформировать право на совместное проживание на общей родине. Это Григор Зограб, депутат меджлиса от Стамбула. Петрос Халаджян, депутат от Стамбула. назарет Дагварян, депутат от Сиваса. Карапет Пашаян, депутат от Сиваса. Оганнес Серангюлян, депутат от Эрзерума. Оник Тарсакян, депутат от Вана. Амбарцум Бояджиян, депутат от Козана.

(Примечание переводчика: в это время из зала раздается голос одного из депутатов, который, обращаясь к выступающему, предлагает ему поговорить об ASALA. Это «Секретная армия освобождения Армении», причисляемая в Турции к террористическим организациям.)

 Ваан Папазян, депутат от Вана. Акоп Папикян, депутат от Текирдага. Гарегин Бастурмаджиян, депутат от Эрзерума. Гегам Тер-Карапетян, депутат от Муша. Акоп Бояджиян, депутат от Текирдага. Артин Бошкезанян, депутат от Алеппо.

Эти люди защищали наше волеизъявление, касающееся сосуществования на почве демократической политики, но их мечты, связанные с мирным сосуществованием народов в Оманской империи, столкнулись с предательством. Было совершено предательство по отношению к демократической политике.

Великое национальное собрание Турции должно создать комиссию по расследованию участи этих депутатов, что станет данью уважения их памяти. Я с уважением преклоняюсь перед памятью всех этих людей. Упокой, Господи, их души! (Примечание переводчика: последнюю фразу Каро Пайлян произнес на армянском языке).

(В зале раздались голоса некоторых депутатов, прозвучали аплодисменты)

Спикер: Уважаемые депутаты, у всех у нас есть определенная ответственность за свободное выражение своих мыслей с этой трибуны. Но есть одна особенность, на которую следует обратить внимание. История является прерогативой историков. Прошу всех не превращать исторические реалии в инструмент нашей политики. Прошу вас.

Слово для выступления против предложения фракции «Демократической партии народов»…(голоса из зала прервали речь председателя).

Председатель: я не имела в виду именно Вас. Я в целом выразила свое мнение. (Каро Пайлян с места: Уважаемый председатель….)

Председатель: предложение фракции «Демократической партии народов» …(голоса из зала прервали речь председателя).

Председатель: после Вас тоже будут выступающие. И мои слова относятся не только к Вашему выступлению. После Вас тоже будут выступающие, и я, как председатель, должна выполнять свои обязанности. Прошу Вас.

Подробное выступление Каро Пайляна в турецком парламенте