Последние годы Поэта

На нашем сайте появился документальный фильм о Паруйре Севаке


Смерть Паруйра Севака в 1971 году породила в обществе немало слухов. Особенно удивило поклонников решение похоронить его не на кладбище, а возле родного дома в селе Чанахчи. Это показалось очень странным - в Армении так не принято. Впрочем, шептались об этом в те годы с большой осторожностью: громкая слава не оградила Севака от давления со стороны властей. Поэт был очень любим народом, его гибель в автокатострофе вызвала море вопросов и власти опасались больших народных волнений во время похорон. Поэтому Паруйра Севака предали земле не в столице, а в родном селе, куда не так просто добраться. Тем не менее его могила стала местом паломничества.
Тема гибели поэта в обществе очень долго замалчивалась. В советское время она не могла быть озвучена по понятным причинам, в девяностые Армения переживала непростые времена. А когда, наконец, пришло время, оказалось, что очень многие документы бесследно утрачены. Тем не менее, свет на эту историю исследователям пролить удалось. Фильм "Паруйр Севак" из цикла Баграта Саркисяна "Расследование" стал, первой телевизионной историей о том, что умалчивалось десятилетиями. В фильме можно увидеть мать поэта, кадры поломничества к его могиле, оригиналы многих документов, связанных с публикациями его опальных произведений.
Проблем у Севака с властями было не мало, но больше всего напряжения вызвала поэма "Да будет свет!". Паруйру Севаку было очень важно опубликовать ее, он даже был согласен на сокращение текста. Другую его поэму "Несмолкаемую колокольню", фактически, спас Григор Ханджян, который проиллюстрировал произведение, и сумел в значительной степени оградить поэта от нападок цензоров. Драма, связанная с публикацией поэмы "Да будет свет!" подробно рассказана в фильме.
Сегодня село Чинахчи переименовано в Зангакатун, по названию самой знаменитой поэмы Севака. Могила находится в посаженном им самим саду. Рядом с домом, в котором вырос поэт находится музей, в котором можно увидеть личные вещи, документы, реконструированный кабинет, панно Саркиса Мурадяна, посвященное самым значимым событиям в жизни Паруйра Севака.

Последние годы Поэта