Духовная культура эпохи эллинизма: Святилище горы Немрут

Духовная культура эпохи эллинизма:  Святилище горы Немрут

Гора Немрут или Немрут даг. Именно так называется гора в современной Турции, в далеком прошлом в Коммагенском царстве и в Великой Армении, где была воздвигнута гробница царя Антиоха I. Сейчас ее называют турецким олимпом, некоторые 8 чудом света, но немногие знают, какие исторические страсти несут в себе установленные статуи-исполины богов, насколько незаменима роль эллинизма в этой стране, которой на протяжении четырех веков правили цари из армянской династии Ервандитов.
К сожалению, этот уникальный исторический памятник исследован большей частью европейскими археологами, историками и многие сведения доводятся до читателя через призму западного мировоззрения, что приводит к умалению роли армянской культуры и религии в создании данного шедевра.
Прежде чем мы сфокусируем внимание на горе Немрут и ее священному мемориалу, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО(с 1987 г.), давайте пройдемся по историческим тропам прошлого Коммагенского царства.
Коммагенское царство - небольшая гористая страна располагалась в юго-восточной части Анатолии, на правом берегу Ефрата, в непосредственном соседстве с Великой Арменией. В период урартийского господства в регионе, местность входила в состав Ванского царства, позже с приходом Ахеменидов входит в состав XIII сатрапии и остается там вплоть до походов Александра Македонского и, отделившись от Селевкидов, Коммагена проявила себя самостоятельным государством на эллинистическом востоке с 164 г. до н.э.

Позже, страна более полувека входила в состав Великой Армении и, даже после отделения от Армении, Коммагеной правили царские династии производные от армянских Ервантидов. Окончательный распад царства приходится на 72 год н.э., когда император Веспасиан присоединил страну к римским владениям, а столица Самосат была переименована во Флавию.
Бытует мнение, что этноним «коммагена» является результатом типичного для эллинистического периода сложением двух корней, которые в переводе с курдского означают kom- полуоседлое население небольших деревень и gen- ген, род. Таким образом мы получаем страну земледельцев и пастухов.
Благодаря удобному географическому расположению, коммагенские цари контролировали торговые пути, ведущие с востока на запад, что благоприятно отразилось на экономике и сделало страну одной из самых богатых и процветающих в регионе.
Именно на важнейшем торговом перекрестке Ервандиты и построили свою новую и стратегически важную столицу Самосату. Царские роды, правившие этой страной имели крепкие династические связи во всем регионе и порой страна служила буферным государством между Парфией и Арменией, Сирией и Римом. Также удачное расположение страны относительно великих городов Антиохии и Пальмиры сделало Коммагенское царство одним из центров эллинистической и римской культуры.Наивысшего расцвета страна достигла в I веке до н.э. во времена правления Митридата I Каллиника, а позднее, во время  правления Антиоха I Коммагенского (годы правления 69-34 г.г. до н.э.), кому вручал царскую тиару сам Тигран Великий.
Антиох I был известен своей гибкостью на политической арене, умением  применять «третью силу», своими  монументальными сооружениями, посвященными  правящей династии. Это и многое другое позволяло стране сохранять политический и культурный суверенитет. Начиная со времен правления Птолемеев, и, заканчивая династией Ервандитов, в Коммагене была развита эллинистическая культура, что также распространялось на религиозное мировоззрение и культурный след.
Одним из самых значимых сооружений эпохи эллинизма в Коммагене  являлась гробница царя Антиоха со статуями богов армянского дохристианского пантеона на горе Немрут. 
Немрут представлял собой курган, являющийся искусственно надстроенной вершиной самой высокой горы Коммагены высотой более 2200 м.. Этот курган имеет форму конуса с диаметром примерно в 150 метров, высота которого превышает 50 метров. У подножия конуса расположены три террасы: Северная, Восточная и Западная. 

Наивысшего расцвета страна достигла в I веке до н.э. во времена правления Митридата I Каллиника, а позднее, во время правления Антиоха I Коммагенского (годы правления 69-34 г.г. до н.э.), кому вручал царскую тиару сам Тигран Великий.
Антиох I был известен своей гибкостью на политической арене, умением применять «третью силу», своими монументальными сооружениями, посвященными правящей династии. Это и многое другое позволяло стране сохранять политический и культурный суверенитет. Начиная со времен правления Птолемеев, и, заканчивая династией Ервандитов, в Коммагене была развита эллинистическая культура, что также распространялось на религиозное мировоззрение и культурный след.
Одним из самых значимых сооружений эпохи эллинизма в Коммагене являлась гробница царя Антиоха со статуями богов армянского дохристианского пантеона на горе Немрут.
Немрут представлял собой курган, являющийся искусственно надстроенной вершиной самой высокой горы Коммагены высотой более 2200 м.. Этот курган имеет форму конуса с диаметром примерно в 150 метров, высота которого превышает 50 метров. У подножия конуса расположены три террасы: Северная, Восточная и Западная.

Арамазд- верховный бог пантеона, как и подобает главному богу расположен в центре, слева от него Михр- Митра- Аполлон, бог солнца, самое почитаемое божество иранского периода, далее – Ваагн - драконоборец всея Армении, Веретагна индийский и Геракл греческий, справа - конечно же, богиня плодородия, богиня-мать Анаит-Анахта-Гера, а потом и сама статуя Антиоха I. По обеим сторонам установлены символы монархической власти орлы и львы. Не исключено, что для воздвижения подобного сооружения были приглашены греческие мастера или же творили местные, которые действовали по эллинистическим канонам. Как статуи, так и барельефы пропитаны духом греческого изобразительного искусства и относятся к стилю высокой классики, однако одеяния напоминают более восточные традиции, в частности головные уборы богов, напоминающие персидские жреческие башлыки, а также тиара царя Антиоха.
Говоря о культе богов, мы можем сказать, что отдельным почитанием в тот период пользовался Ваагн-Геракл, как самый почитаемый и восхваляемый бог эпохи эллинизма, корни которого уходят далеко в ирано-индийские верования, а потом и армянские. Однако, данный бог в иконографии, в отличие от Михра, всегда изображается на греческий манер. Также стоит отметить, что все дошедшие до нас надписи с горы Немрут исключительно на греческом и подчеркивают суть эллинизма в данной местности. Одна из надписей, высечена под статуей Ваагна-Геракла и гласит: ««Царь Великий Антиох, бог справедливый славный, друг римлян и друг греков, происходящий от царя Митридата Каллиника и царицы Лаодики, богини Братолюбивой, поставил статую Ваагна-Геракла.»
Очевидно, что это является «модой» эллинистического периода, так как самым почитаемым божеством как Ервантидов, так и Арташесидов исконно являлся восточный бог Митра. Эпизод рукопожатия царя Антиоха с Митрой также увековечен на барельефе с горы Немрут.
Некоторые бесценные экспонаты не только с горы Немрут, но и со всей территории исторической Коммагены, в частности с раскопок города Арсемии, на сегодняшний день хранятся в музее мозаики в Зевгме, который ныне расположен в турецком городе Газиантеп.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что исторические корни Коммагенского царства уходят далеко на восток, но расцвет и культурное богатство приходятся на эпоху эллинизма. Коммагенские правители оставались верны своим истокам, но никогда не забывали шагать в ногу со временем. Огромную роль в истории этого государства сыграла армянская культура, армянская царская династия, да и вовсе соседство с Великой Арменией, в состав которой входила Коммагена.
Таким образом, Коммагена вошла в историю не с пестрыми историческими событиями, но за свою короткую историю оставила нам одну из жемчужин эллинистического востока, синтеза старого с новым – святилище горы Немрут.

Духовная культура эпохи эллинизма: Святилище горы Немрут