«Саломея» Оскара Уайльда и Вардгеса Суренянца

16 октября 1854 года в Дублине родился английский поэт и писатель сэр Оскар Уайльд. Публикация в 1890 году его единственного романа «Портрет Дориана Грея» наделала тогда много шума. Современниками книга была встречена неоднозначно. В высшем обществе роман и вовсе назвали аморальным, не сумев разглядеть в нем воспитательную основу, заложенную автором.

 Оскар Уайльд

Оскар Уайльд

«Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам», — отвечал в одном из писем Уайльд, на примере своего персонажа, нового Фауста, еще раз поведавший читателю о том, как губительны подчас бывают человеческие желания.

В 1891 году Оскар Уайльд на французском языке пишет одноактную трагедию «Саломея». Впервые она была опубликована во Франции в 1893 году, а английский перевод — в 1894-м. В то время действовал законодательный запрет постановок с библейскими персонажами. Трактовка Уайльдом библейского сюжета вызвала скандал. Пьеса долгое время находилась под запретом. Та же участь постигла ее и в России. Первое публичное представление трагедии в Великобритании состоялось только лишь в 1931 году.

В основу трагедии Оскара Уайльда легла история иудейской царевны Саломеи, одного из персонажей Нового Завета.

Согласно евангелистам Марку и Матфею, правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа состоял в связи с женой своего брата Филиппа — Иродиадой. Пророк Иоанн Креститель публично осуждал подобную связь и называл ее незаконной. Иродиада затаила на него злобу. Вскоре пророка заключают под стражу.

На дне рождении Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея исполняет «Танец семи покрывал». Танец так покоряет Ирода, что он в присутствии всех собравшихся обещает подарить ей все, что она пожелает — даже полцарства. И Саломея, по наущению своей матери, желает голову Иоанна Крестителя. Ирода расстраивает желание падчерицы. По Марку, тот был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». По Матфею же, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка».

 Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515

Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515

Ирод Антипа дал обещание в присутствии большого количества людей, а потому не смог взять свое слово обратно. Он отправляет палача и приказывает принести голову Иоанна. Вскоре на подносе Саломее преподносится голова Иоанна Крестителя.

Евангелисты не называют имени дочери Иродиады. Имя Саломеи известно нам по работе Иосифа Флавия «Иудейские древности».

В 1900-х годах художников привлекает не евангельский сюжет, а трагедия Оскара Уайльда «Саломея» и именно его героиня.

На армянский язык пьесу Уайльда перевел поэт Ваан Терьян. На армянской сцене роль Саломеи исполнила актриса Екатерина Дурян-Арменян.

В 1907 году Вардгес Суренянц создает свою Саломею, проникая в уайльдовскую философию.

В отличие от евангельского сюжета, в трагедии Оскара Уайльда Иоанн Креститель был казнен из-за мести, чинимой самой Саломеей. Согласно его сюжету, Саломея влюбляется в Иоанна Крестителя — в пьесе он назван Иоканаан. Отвергнутая им, она замышляет месть. На картине Суренянца изображена именно такая Саломея — отвергнутая и уязвленная женщина.

Уайльд в своей пьесе проводит параллель между луной и Саломеей, отождествляя ее с этим небесным светилом.

 Вардгес Суренянц. «Саломея», 1907.  «Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра». Оскар Уайльд, «Саломея»

Вардгес Суренянц. «Саломея», 1907.

«Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра». Оскар Уайльд, «Саломея»

«Паж Иродиады. Посмотри на луну. Странный вид у луны. Она как женщина, встающая из могилы. Она похожа на мертвую женщину. Можно подумать — она ищет мертвых.

Молодой сириец. Очень странный вид у нее. Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра. Она похожа на царевну, у которой ноги, как две белые голубки. Можно подумать — она танцует».

Цветовое решение картины, можно допустить, было продиктовано Суренянцу этим символическим сравнением Уайльда. Он изобразил Саломею у богато украшенной двери. Она смотрит свысока, что подчеркивает ее чувство гордости.

На полотнах других художников Саломея чаще всего изображена с головой Иоанна Крестителя. У Суренянца этого нет. Она, в своей властной красоте, изображена в момент противоборства чувств — между любовью и смертью.

«Саломея» Оскара Уайльда и Вардгеса Суренянца