Почему среди армян так много врачей? Так много парикмахеров?

Очень часто слышишь вопрос: почему среди армян так много врачей? Так много парикмахеров?

 Так родился жанр «экорше» – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Рисунок Микеланджело Буонаротти. Фото www.wga.hu

Так родился жанр «экорше» – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Рисунок Микеланджело Буонаротти. Фото www.wga.hu

Высокий уровень врачевания утвердился в Армении со средних веков – когда появились в ее монастырских комплексах появились университеты, где практиковались занятия по анатомии. В романе современного американского писателя Ирвинга Стоуна "Муки и радости" рассказывается о жизни и творческих поисках великого итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Есть очень экспрессивный эпизод о том, как молодой гений, рискуя собственной жизнью, ночью препарирует трупы, которые за деньги ему на кладбищах выкапывали нищие. Увиденное и препарированное переносил на бумагу, претворяя мертвое в живую плоть. Так родился жанр «экорше» – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой.

Армянские молодые ученые действовали без страха – церковь их не преследовала, напротив, на их изыскания выдавали трупы преступников.

 Армянская парикмахерская в Константинополе. Французская гравюра. Из книги "Историческая Армения в гравюрах". (М.: Издательство "АдамантЪ", 2009) Составители Вадкес Арцруни, Анатолий Василенко

Армянская парикмахерская в Константинополе. Французская гравюра. Из книги "Историческая Армения в гравюрах". (М.: Издательство "АдамантЪ", 2009) Составители Вадкес Арцруни, Анатолий Василенко

Так почему среди армян много брадобреев? А все потому что в Средневековье цирюльник - исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами врачевания. В XVIII веке значения слов хирург и цирюльник резко расходятся. До 1745 г. гильдии хирургов работали вместе с гильдиями парикмахеров. Но с этого года, решением британского короля Георга II, обе гильдии были разделены, и парикмахерам было разрешено только выполнение работ по уходу за волосами. Король Франции Луи XIV примет такое же решение годами позднее. Это привело к снижению и потере престижа профессии. Начиная со второй половины XVII столетия парикмахерские стали антисанитарными местами, посещаемые людьми низкого социального положения, и парикмахеры потеряли уважение и социальный статус. Между тем, новый подход к прическам привел к тому, что во второй половине XVIII столетия парикмахеры вернули свою социальную значимость.

 

Историки утверждают, что в примитивных обществах времен палеолита те, кто стригли волос, обладали самой высокой властью среди всех социальных классов. Люди верили, что в волосах живет душа человека, что волосы были путем выражения мыслей в физической форме. Подрезать волосы рассматривалось как способ убрать дьявольскую сущность и обновить энергию. По этой причине эта работа была в руках мудрых людей - жрецов. Может быть, поэтому люди предпочитают стричься у одного и того же мастера?

Среди древних египтян, парикмахеры были наиболее выдающимися и уважаемыми людьми. В Древней Греции профессия парикмахера стала очень популярной. Около V столетия мужские прически состояли из волнистых волос и бород, которые они подрезали, завивали и причесывали. Этой задаче и посвящали себя парикмахеры. В Ранней Римской Империи мужчины обычно ходили с длинными волосами и бородами. Но под влиянием греков была создана одежда для парикмахеров и парикмахерские.

 Традиционная прическа греческой женщины. Фото tt.icepilots.ru

Традиционная прическа греческой женщины. Фото tt.icepilots.ru

 

На закате Римской Империи и, когда, как люди называли их, "варвары", захватили Европу, все римляне выглядели очень чисто выбритыми. Но франки, вестготы и другие немецкие племена принесли моду на бороды и длинные волосы. В период Средневековья произошло важное изменение в парикмахерской деятельности. Все хирургические операции в то время были в руках духовенства, которое было единственным образованным и культурным в те времена. Даже 90% знати были полностью неграмотными. Тогда духовенство наняло для помощи во время медицинских операциях единственных людей, способных выполнить эту задачу- парикмахеров, которые были хорошо знакомы с процедурой удаления зубов и другими мелкими хирургическими процедурами.

 

 Стамбульские уличные брадобреи

Стамбульские уличные брадобреи

Среди парикмахеров в Османской империи было очень много армян. В Турции парикмахерские называются словом «куафёр». Мужские мастера называются «берберами», но они очень не любят, когда их так называют, а предпочитают словосочетание «мужской куафёр». Может быть, в «берберах» они чувствуют «армянский след»? Ведь народ –амазахи (по гречески – бербер), по очень большой вероятности, родственен армянам.

Героем сюжета телекомпании «Мир» стал Ханаев Аристакесян.

 

 Старейшая парикмахерская в Гюмри. Фото armeniasputnik.am

Старейшая парикмахерская в Гюмри. Фото armeniasputnik.am

В армянском городе Гюмри уже 75 лет работает парикмахерская для мужчин. За эти десятилетия интерьер заведения фактически не изменился. Более 60 лет в цирюльне работает самый мудрый в стране парикмахер Ханаев Аристакесян. Среди его клиентов были известный физик-изобретатель, академик Эдуард Егиазарян, которого он знал еще ребенком, знаменитый армянский поэт Ованес Шираз и легендарный Фрунзик Мкртчян, с которым в детстве играл в футбол.

Здесь время словно остановилось в прошлом веке. Кожаные кресла еще с советских времен: они появились в 70-х. Еще один неизменный атрибут тех парикмахерских – клинковая или «опасная» бритва. Кстати, здешние брадобреи по-прежнему затачивают ее на кожаном ремне. Скрипящие половицы, ручная резьба, раритетные люстры. И даже инструменты, которыми работают парикмахеры, - все это навевает мысли о прошлом.

Давид Никоян хоть и является директором, но парикмахерское ремесло не забросил. Мужчина передает опыт молодым. Некоторые из его учеников сейчас работают в Ереване и в Москве. Он жалеет, что посетителей сейчас не так много, как в советские годы. Тогда с 8 утра до позднего вечера работали без передышки - целые очереди выстраивались.

«Парикмахер должен иметь образование, силу воли, талант и быть психологом, - говорит Давид Никоян. - Клиенты разные приходят, но со всеми надо найти общий язык, угодить, чтобы и в следующий раз пришли. Я не веду счет того, скольких людей подстриг, но думаю, что очень многих».

 Парикмамахерская в Стамбуле

Парикмамахерская в Стамбуле

Парикмахер Арсен Назарян работал в Ереване более 20 лет, сам он родом из Егегнадзора, потом перебрался на Южный Урал – в Челябинск, теперь работает там. Он говорит, что в Армении мужчины никогда не доверяли свои волосы женщинам, а уж тем более бороду. Научиться этому искусству Арсена надоумил его дедушка. На Урале часто слышал «У нас мужики мужиков не стригут» - впрочем, тенденция поменялась.

Другой парикмахер, российский армянин, говорит, что обожает стричь своих соотечественников. Только недоумевает: почему они так громко разговаривают?

 

Источники:

«История парикмахерства». www. thehistoryofthehairsworld.com

«Ретро-парикмахерская для мужчин». www. mir24.tv

«Брадобрей Арсен Назарян». www

Почему среди армян так много врачей? Так много парикмахеров?