Спортивная драма «Бешеный бык»: посвящение Мартина Скорсезе своему учителю Айку Манукяну

Спортивная драма «Бешеный бык»: посвящение Мартина Скорсезе своему учителю Айку Манукяну

Мартин Скорсезе. Американский кинорежиссер, актер, продюсер и сценарист итальянского происхождения

Признанный одним из наиболее влиятельных кинорежиссеров современности Мартин Скорсезе учился в Нью-Йоркском университете (NYU), среди выпускников и преподавателей которого были 31 нобелевский лауреат, 16 лауреатов Пулитцеровской премии, 19 лауреатов премий «Оскар», «Эмми» и «Грэмми». Поступил туда будущий прославленный режиссер после увольнения с военной службы.

В университете Скорсезе снял два короткометражных фильма: «Что такая симпатичная девушка, как ты, делает в таком месте, как это?» и «Это не только ты, Мюррей». В 1967 году он в своей короткометражной картине «Бритье по-крупному» (The Big Shave) обратился к теме войны во Вьетнаме. Шестиминутный фильм, получивший также второе название — «Вьет’67», критикует вмешательсво правительства США во вьетнамский конфликт.

Первым полнометражным фильмом Мартина Скорсезе стала драма «Кто стучится в мою дверь?» (Who’s That Knocking at My Door). Состоялся дебют режиссера в большом кино. Картина снималась на протяжении нескольких лет, претерпевая множество изменений: менялось название, появлялись разные сюжетные линии. Фильм известен также под рабочим названием «Я позвоню первым» (I Call First). Решение в пользу Who’s That Knocking at My Door было принято по названию песни группы The Genies, которая звучит в одной из последних сцен. В 1968 году фильм, главную роль в котором исполнил начинающий тогда актер Харви Кейтель, стал победителем Международного кинофестиваля в Чикаго.

В числе продюсеров «Кто стучится в мою дверь?» был Айк Манукян, профессор кинематографии в Нью-Йоркском университете. Манукян, родившийся в Нью-Йорке в 1916 году, оказал большое влияние на своих студентов — будущих известных кинематографистов, среди которых был и Мартин Скорсезе. Айк Манукян помог сформировать философию целого поколения студентов киношколы 1960-х годов.

Айк Манукян

Знавшие Айка Манукяна рассказывали, как он учил своих студентов в Нью-Йоркском университете видеть и связывать идею видения с естеством искусства и религии. Например, в качестве вступления для своего эссе «Искусство кинорежиссера» преподаватель Скорсезе цитировал английского писателя, художника и теоретика искусства викторианской эпохи Джона Рёскина: «Величайшей вещью, когда-либо cделанной человеческой душой, является возможность увидеть что-то и обдуманно рассказать об увиденном. Один мыслящий человек стоит сотни говорящих, а тысячи мыслящих — как один способный увидеть. Ясно увидеть поэзию, пророчество, религию, все в одном».

«У него была такая энергия, такая страсть», — говорил в беседе с американским историком кино Ричардом Шикелем Мартин Скорсезе о своем учителе Айке Манукяне. «Я сказал себе: вот, где я хочу быть, — с этим человеком».

Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро на съемках фильма «Бешеный бык». www.imdb.com

В 1980 году Айка Манукяна не стало. Тогда же на экраны вышла спортивная драма Мартина Скорсезе «Бешеный бык», снятая по мотивам мемуаров «Бешеный бык: Моя история» известного американского боксера итальянского происхождения, чемпиона мира среди профессионалов Джейка Ламотты (1922–2017). Сюжет построен как воспоминания постаревшего Джейка, получившего прозвища «Бык из Бронкса» и «Бешеный бык» за свой неукротимый бойцовский дух и бешеный нрав, о расцвете и конце своей блестящей карьеры на боксерском ринге. Фильм повествует о его непростых взаимоотношениях со своим братом, промоутером и тренером Джоуи и женой.

 Кадр из фильма «Бешеный бык». Роберт Де Ниро и Джо Пеши. www.imdb.com

Кадр из фильма «Бешеный бык». Роберт Де Ниро и Джо Пеши. www.imdb.com

Роль Джейка Ламотты исполнил Роберт Де Ниро, для которого многолетнее сотрудничество со Скорсезе началось с драмы «Злые улицы» (Mean Streets, 1973). В роли брата Джейка сыграл Джо Пеши. Кстати, Джо Пеши получил наибольшую известность благодаря работе со Скорсезе. Возможно, большинству этот актер знаком по роли грабителя Гарри из рождественских комедий «Один дома» и «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке».

В 1981 году фильм «Бешеный бык» получил сразу две статуэтки «Оскар» в категориях «Лучшая мужская роль» (Роберт Де Ниро) и «Лучший монтаж». Были еще и шесть номинаций «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль второго плана» (Джо Пеши), «Лучшая женская роль второго плана», «Лучший режиссер» (Мартин Скорсезе), «Лучшая работа оператора», «Лучший звук».

В том же году Роберт Де Ниро за роль Джейка Ламотты был удостоен премии «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль» (драма). Картина «Бешеный бык» заняла 51 место в списке 100 лучших американских триллеров по версии Американского института киноискусства (The American Film Institute, AFI).

«Бешеный бык» заканчивается титрами-посвящением.

«Итак, вторично призвали Фарисеи человека, который был слеп и сказали ему:

— Воздай славу Богу, мы знаем, что человек тот грешник.

Он сказал им в ответ:

— Грешник ли он? Не знаю. Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

(Евангелие от Иоанна, глава IX, стихи 24–26).

Памяти моего учителя Айка Манукяна.

С любовью и преданностью,

Марти».

Этим фильмом Мартин Скорсезе воздал дань уважения и выразил благодарность своему Учителю.

Интересен вот какой факт. Режиссер Фатих Акин дал главному герою своего фильма «Шрам» (2014), посвященному Геноциду армян, имя Назарет Манукян. Выбор такого имени не случаен. Оно содержит несколько отсылок.

«Назарет» — это отсылка к христианству (Иисус из Назарета). «Манукян» — отсылка на двух известных американских армян. Первый — Алекс Манукян, который бежал в США, спасаясь от Геноцида, и впоследствии стал промышленным инженером, предпринимателем и филантропом в Детройте (штат Мичиган). Второй — учитель Мартина Скорсезе Айк Манукян.

 Кадр из фильма Фатиха Акина «Шрам»

Кадр из фильма Фатиха Акина «Шрам»

Вместе с Фатихом Акином над сценарием «Шрама» работал армяно-американский сценарист Мардик Мартин — друг Мартина Скорсезе, соавтор сценария «Бешеного быка».

Кстати, одну из сюжетных линий «Шрама» Фатиху Акину подсказал именно Скорсезе. Он рассказал ему, что Америка в 1920-х годах ввела жесткие ограничения на въезд иммигрантов. Поэтому многие приезжали на Кубу, а затем тайком отплывали во Флориду. Так, герой фильма Назарет Манукян отправляется на Кубу.

И последнее. В 1988 году мировой кинематограф открыл для себя звучание армянского дудука. Дживан Гаспарян написал тему на дудуке для фильма «Последнее искушение Христа» режиссера Мартина Скорсезе.

Использованная литература:

1. Haig Manoogian ‖ www.imdb.com.

2. 1948 – HAIG P. MANOOGIAN JOINS THE FACULTY ‖ tisch.nyu.edu.

3. «Памяти моего учителя Айка Манукяна». Религия режиссера Мартина Скорсезе ‖ armeniangc.com.

4. Иванов Б. «Шрам». Армянская одиссея ‖ www.film.ru.

Спортивная драма «Бешеный бык»: посвящение Мартина Скорсезе своему учителю Айку Манукяну