ЕрАЗ - легенда армянского автопрома

ЕрАЗ - легенда армянского автопрома

Армянский музей Москвы и культуры наций представляет вам фотогалерею, посвященную легендарному прошлому армянского автопрома. Здесь представлена фотография, привезенная  русским блогером Ильей Зерновым из Армении, а ретрофото взяты из статей Сергея Канунникова, журналиста auto.meil.ru, сделавшего обзор интереснейших автомобилей СССР, а также Олега Полажинца с сайта "Колеса.ру". 

В состав Ереванского автомобильного завод , выпускавшего развозные автофургоны, входили: Ереванский завод запчастей, Ереванский завод автопогрузчиков, Ереванский завод гидроаппаратуры.

 Такие ЕрАЗы-762, неспешно модернизируя, выпускали три десятилетия

Такие ЕрАЗы-762, неспешно модернизируя, выпускали три десятилетия

Из истории ЕрАЗа. 31 декабря 1964 года совет министров Армянской ССР издал постановление № 1084 «Об организации в г. Ереване в строящихся корпусах завода „Автопогрузчик“ завода по выпуску автомобилей-фургонов грузоподъемностью 0,8-1,0 тн». 10 сентября 1965 года завод получил название «Ереванский автомобильный завод».

 Понятно, что в армянском министерстве никто бы не издал подобное распоряжение просто так, без соответствующей директивы «с самого верха». Еще одним распоряжением №795 тот же Совмин АССР переименовывает завод «Автопогрузчик» в Ереванский автомобильный завод (сокращенно – ЕрАЗ). На тот момент строительство завода по выпуску автопогрузчиков было на той ранней стадии, когда изменение профиля и специализации производства еще ни на что особо не влияло.

Понятно, что в армянском министерстве никто бы не издал подобное распоряжение просто так, без соответствующей директивы «с самого верха». Еще одним распоряжением №795 тот же Совмин АССР переименовывает завод «Автопогрузчик» в Ереванский автомобильный завод (сокращенно – ЕрАЗ). На тот момент строительство завода по выпуску автопогрузчиков было на той ранней стадии, когда изменение профиля и специализации производства еще ни на что особо не влияло.

 Ранний ЕрАЗ-3730

Ранний ЕрАЗ-3730

 Передвижной пункт технического контроля ГАИ ЕрАЗ-3945

Передвижной пункт технического контроля ГАИ ЕрАЗ-3945

 Рефрижератор ЕрАЗ-37302

Рефрижератор ЕрАЗ-37302

В течение 1965 года 66 сотрудников прошли обучение на РАФ и УАЗ. В апреле 1966 года по документации РАФ были собраны первые 2 автофургона модели ЕрАЗ-762, разработанных в Риге как РАФ-977К на базе микроавтобуса.

В течение 1966 года введены в строй производственные мощности, рассчитанные на ежегодный выпуск до 400 автофургонов. В декабре того же года изготовлены первые 36 серийных автомобилей ЕрАЗ-762. К 1968 году объём годового выпуска составил 1000 автофургонов.

 Когда в середине девяностых годов «вечно живой» ЕрАЗ-762, наконец, ушел на покой, уже в рамках деятельности ОАО «ЕрАЗ» наконец удалось начать серийное производство ЕрАЗ-3730. Произошло это в 1995 году 

Когда в середине девяностых годов «вечно живой» ЕрАЗ-762, наконец, ушел на покой, уже в рамках деятельности ОАО «ЕрАЗ» наконец удалось начать серийное производство ЕрАЗ-3730. Произошло это в 1995 году 

В сентябре 1971 года начат выпуск модернизированной модели ЕрАЗ-762А, которую в 1976 году сменил ЕрАЗ-762Б, а в 1979 году — ЕрАЗ-762В. На базе фургона небольшими партиями выпускались рефрижератор ЕрАЗ-762Р, грузопассажирский (пятиместный) фургон ЕрАЗ-762ВГП (с 1988 г.) и «двухкабинный» (также пятиместный) бортовой лёгкий грузовой автомобиль ЕрАЗ-762ВДП.

В апреле 1982 года был выпущен 100-тысячный фургон ЕрАЗ. В 1987 году достигнут рекордный объём годового выпуска — 16111 автомобилей.

 ЕраЗы семейства 3730 в разных видах возили по выставкам. Мелкосерийное производство начали лишь в 1988-м

ЕраЗы семейства 3730 в разных видах возили по выставкам. Мелкосерийное производство начали лишь в 1988-м

В 1980-х годах завод приступил к реконструкции для освоения новой модели автофургона современного дизайна ЕрАЗ-3730, а также рефрижератора ЕрАЗ-37301 и микроавтобуса ЕрАЗ-3218 на его базе. Однако, начатое только в 1995 году, их производство хоть и вытеснило в 1996 году устаревший ЕрАЗ-762, но так и не стало таким же массовым.

В 1995 году завод приватизирован, реорганизован в Акционерное Общество «ЕрАЗ».

В 2000 году на мощностях завода предполагалось наладить выпуск автомобилей ВАЗ.

В Ноябре 2002 года - ОАО "ЕрАЗ" по требованию кредиторов признан банкротом Экономическим судом Республики Армения Ноябрь 2004 года - ОАО "ЕрАЗ" продан на аукционе. Новым владельцем бывшего автозавода "ЕрАЗ", а затем ОАО "ЕрАЗ" стал "Мик металл". Илья Зернов в своем блоге пишет, что сейчас здесь немного офисов, а в остальном руины: большой ламповый завод в руинах, алюминиевый пока работает.

 фото Ильи Зернова

фото Ильи Зернова

И все же почему именно в Ереване стали собирать фургон, на базе микроавтобуса?

Всё потому, что на выпуск фургона РАФ-977К у рижского завода не хватало мощностей. Об этом рассказывает в своей статье « Автомобили республик СССР: заводы Закавказья и Средней Азии» Сергей Канунников.

Кому-то в голову пришла идея передать производство грузовой версии не куда-нибудь, а именно в Ереван. В 1966-м фургон ЕрАЗ-762 грузоподъемностью 1000 кг с мотором ГАЗ-21 мощностью 75 л.с. пошел в серию. Такие ЕрАЗы выпускали три десятка лет. Конечно, машины модернизировали — в основном, усиливали кузов (на поздних версиях даже официально подняли на 150 кг грузоподъемность), меняли, сообразно времени, волговские двигатели. Но основа оставалась неизменной. На базе 762-го еще в 1970-е сделали прототипы: изотермический фургон и даже рефрижератор, но в серию они не пошли. Уже в перестроечные времена, когда граждане получили возможность купить любой автомобиль, Ереванский завод расширил гамму грузопассажирской и даже пассажирской модификацией. Но жить всему этому оставалось недолго.

 Первый прототип микроавтобуса ЕрАЗ-763 «Армения», 1970 год

Первый прототип микроавтобуса ЕрАЗ-763 «Армения», 1970 год

 Скорая медицинская помощь ЕрАЗ-37309

Скорая медицинская помощь ЕрАЗ-37309

 

Интересно, что еще в 1970-х в Ереванском политехническом институте на базе ЕрАЗа сделали несколько интересных экспериментальных моделей. Два электромобиля: один с двумя двигателями, по одному на каждое заднее колесо, и с одним, приводящим штатный задний мост, плюс бензоэлектрический — гибридный, как принято говорить теперь, фургон.

Еще в 1970-м начали работу над принципиально новой машиной ЕрАЗ-763. Грузоподъемность оставалась прежней — 1000 кг, но предполагались сдвижные двери и самый современный на то время двигатель «Москвич-412». Потом, правда, вернулись к волговскому агрегату. Планировали выпускать целое семейство: фургоны, в том числе изотермический, микроавтобус, санитарку, даже электромобиль. ЕрАЗы, теперь уже под обозначением 3730 и с 90-сильным двигателем ЗМЗ-2401, кочевали по выставкам и страницам прессы, иногда попадали в опытную эксплуатацию, но мелкосерийное производство развернули лишь в 1988-м. Причем, по отзывам специалистов, машины еще явно требовали доводки.

Вообще, отношение водителей к ЕрАЗам было сложным. Остряки говорили, что в Ереване — самый длинный конвейер в Союзе, поскольку машины долго приходилось дособирать уже после выезда из отдела сбыта.

 Характерный пример: малоизвестный, но при этом легендарный американский почтовый фургон Grumman LLV, славящийся своей неубиваемостью, как компоновкой, так и внешним видом очень похож на ЕрАЗ-3730. А ведь ереванский автомобиль был спроектирован на 12 лет раньше!

Характерный пример: малоизвестный, но при этом легендарный американский почтовый фургон Grumman LLV, славящийся своей неубиваемостью, как компоновкой, так и внешним видом очень похож на ЕрАЗ-3730. А ведь ереванский автомобиль был спроектирован на 12 лет раньше!

ЕрАЗ - легенда армянского автопрома