«Встреча на родине», Петрос Контурджеан

Трогательная сцена на рисунке Петроса Контурджеана знакома очень многим армянским семьям. Это - сцена воссоединения и рассказывает она о репатриации. После Геноцида очень многие из спасенных от ятагана оказывались оторванными от своих родственников. Кто-то и вовсе не знал о судьбе своих братьев и сестер, родителей. 

В СССР было несколько волн репатриации. Люди на этом рисунке такие разные, что вполне очевидно, кто из них приехал, а кто ждал. Со стены смотрит Сталин. Молодая женщина обнимает мальчика, который явно сторонится ее и держится за штанину отца. Он, несомненно родился в эмиграции, и тетя его не видела. Она вглядывается в его лицо, будто пытаясь узнать дорогие черты. 

Мальчик постарше стоит, опустив голову. На нем пионерский галстук. Ему уже рассказали о том, как и почему была разлучена семья. Двое мужчин в центре композиции слились в единое целое в объятиях. Это объятие - как единение Спюрка и Армении. Сколько еще поколений не суждено ему сбыться! Две молодые женщины, одна в модной шляпке, другая по-старинке с длинными косами. Как два мира, которым суждено еще познать друг друга. Одной - вспомнить. Другой - обновиться.

И старая женщина, мать всей семьи. Только она знает, как будут взрослеть ее дети, только она узнает все черты в малышах, и возможно разгадает судьбу каждого из них, потому что уж кому-кому, а ей есть с чем сравнивать увиденное. 

«Встреча на родине», Петрос Контурджеан