Музыка Комитаса, восхитившая Клода Дебюсси

Наверное, а может и точно, в мире больше того, что объединяет, а не разделяет людей. В бесчисленном ряду таких «объединителей» стоит музыка. Музыке под силу очень многое: она способна перенести слушателя в далекую страну, в которой он никогда и не бывал, даже в другое время — унести в прошлое. Музыка объединяет, примиряет, делает лучше. И неважно кем она создана, если ее ноты трогают струны души.

На память приходит эпизод фильма «Побег из Шоушенка» (1994), снятого по повести американского писателя Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка», впервые опубликованной в 1982 году.

Энди Дюфрейн, главный герой, несправедливо осужденный на долгие годы, находит грампластинки среди книг, пожертвованных штатом и библиотечным советом для тюремной библиотеки, куда он устроился. Одну из них Энди решает послушать, но не один, а вместе со всеми, для чего запирается в кабинете начальника тюрьмы. Он заводит патефон и с помощью радио и громкоговорителя доносит звуки музыки до каждого заключенного. Они слышат «Дуэт Сюзанны и Графини» из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро».  На какое-то время все замирают. Вот как описывает это «происшествие» Ред, друг Энди, от чьего лица и ведется повествование: «Я до сих пор не знаю, о чём пели эти две итальянки, да и знать не хочу. Кое о чём лучше молчать. Мне хочется думать, что они пели о чём-то столь прекрасном, что это не выразить словами, и от этого у тебя болит сердце. Говорю вам, эти голоса парили там, куда никто не смеет забираться в своих мечтах. Словно какая-то красивая птица залетела в нашу клетушку и заставила эти стены исчезнуть. И на какое-то мгновение каждый обитатель Шоушенка почувствовал себя свободным человеком».

Вот и доказательство того, что музыка объединяет, казалось бы, необъединимое. Далее пойдет речь о Комитасе и Клоде Дебюсси. Как, скажите вы, Стивен Кинг может быть упомянут в одном тексте с Комитасом и Дебюсси. Но вот, тема музыки позволила им встретиться здесь.

Что же, перейдем к рассказу о встрече великого Комитаса и французского композитора, представителя музыкального импрессионизма Клода Дебюсси. Мы не будем следовать по всему жизненному пути Комитаса, возьмем лишь только этот фрагмент его биографии.

В 1905–1907 годах Комитас много концертирует. В 1906 году он дает концерты в Париже, читает лекции. В то время в парижском музыкальном мире громко звучало имя Дебюсси. Комитаса с ним познакомила Маргарита Бабаян, армянская певица и пианистка, жившая в Париже. Маргарита была ученицей Комитаса. Знакомство это стало началом дружбы.

Комитас посещал лекции в Высшей школе социального образования. Вскоре состоялась его первая лекция-концерт, ставшая первым знакомством парижского слушателя с армянской народной песней. В переполненном зале находились известнейшие музыковеды и музыканты: Клод Дебюсси, Ромен Роллан, Луи Лалуа, Венсан д’Энди, Альфред Круазе и многие другие.

Выступили хор, солисты. На сцену выходит Комитас.

«Мягкий, трепетный голос скорби, идущий из глубины души. Так может петь лишь душа, познавшая и горе, и радость.

Со сцены публика в зале казалась массой окаменевших тел с неподвижными лицами и широко раскрытыми глазами. Комитас чувствовал, как гипнотическое состояние публики передается ему. Ничего подобного он ранее не переживал. Но вдруг оцепенение покинуло публику, овацией и цветами приветствовала она необычного исполнителя. На сцену поднимались знакомые и незнакомые люди, они пожимали ему руку, благодарили, поздравляли, а многие шли, чтобы просто вблизи взглянуть на человека столь необыкновенного обаяния.

Зал приутих, когда на сцену поднялся кумир парижской публики Клод Дебюсси. Комитас пошел ему навстречу, но Дебюсси, опережая его, пошел быстрее и, дойдя до Комитаса, стал перед ним на колени. Он приложился губами к подолу комитасовской сутаны, а потом, обращаясь к нему, громко сказал:

— Отец Комитас, я склоняю голову перед вашим музыкальным гением.

Затем, повернувшись к залу, он, словно поясняя публике свою мысль, сказал:

— Если Комитас создал бы только «Антуни», этого было бы достаточно, чтобы считать его великим музыкантом.

Два больших музыканта обнялись и провожаемые аплодисментами, покинули сцену» (Вартан Вартанян. Вечный странник: страницы жизни Комитаса).

Теперь же послушайте музыкальные произведения Комитаса и Дебюсси, объединенные общей темой:

Комитас «Луна нежна» (Lusnakn anush),

Клод Дебюсси «Лунный свет» (Clair de Lune).

 

Рипсиме Галстян

Библиография:

Вартанян В.Л. Вечный странник: страницы жизни Комитаса. Ереван : «Советакан грох», 1980.

Музыка Комитаса, восхитившая Клода Дебюсси