Молитва в песне. Краткая история армянского литургического пения

Молитва в песне. Краткая история армянского литургического пения

Шараканы — как песни, так и сборники средневековых армянских церковных песнопений и стихов, созданных в течение V–XIII вв. Самые ранние сохранившиеся рукописи датируются V веком и используют систему невменной нотации, известной также как «хазы», которые не расшифрованы до сих пор. Эти песни назывались «кцурд» или «кцорд».

 Икона Святых мучеников-жертв Геноцида армян

Икона Святых мучеников-жертв Геноцида армян

В раннем периоде шараканы встречаются в прозе. В более же позднем — создаются в стихотворной форме, например, шараканы католикоса Нерсеса Шнорали. Он также упростил тексты религиозной поэзии и мелодии песнопения, приблизив ее к стилю армянской народной музыки.

Изначальное возникновение шараканов исторически принято связывать с деятельностью Месропа Маштоца и католикоса Саака Партева, поскольку внедрение нового алфавита стимулировало процветание литературы, важной частью которой была религиозная поэзия.

Более поздние авторы шараканов: католикос Саак Второй (VI век), католикос Комитас Ахцеци (VII век), католикос Ованес 3-й Одзнеци , Степанос Сюнеци (VIII век), католикос Петрос I Гетадардз (XI век), католикос Нерсес Шнорали (XII век), Нерсес Ламбронаци, Хачатур Таронаци (XII век), Ованес Ерзнкаци Плуз (XIII век). 

В XI веке Погос Таронеци создал первый сборник церковных гимнов — «Шаракан».

Шараканы обычно объединены в «шарки» — ряды, а сборник шарков называется «шаракноц». Каждый шаракан посвящен определенному дню церковного календаря. В книге церковных песен официально содержится 1166 песен и гимнов.

В 1820 году Амбарцум Лимонджян, композитор и музыковед из Константинополя, предложил другую реформу и модернизацию музыкальной нотации в соответствии с современной нотационной реформой в греческой церкви.

Песнопения, используемые разными общинами в армянской диаспоре, обычно отличаются от своих оригинальных форм. Традиционные шараканы можно услышать во время литургии в Эчмиадзине, религиозном центре Армении.

В настоящее время важным центром армянских музыкальных исследований является армянско-католический монастырь Сан-Лаццаро в Венеции (основан в 1717 году), где традиционные армянские мелодии хранятся в своих первоначальных формах.

Подготовила Лусине Мелконян

 

Библиография:

 

-        Armenian chant, Vocal Music, www.britannica.com/art/Armenian-chant

 

-        Velimirović, Miloš (1990), Christian Chant in Syria, Armenia, Egypt, and Ethiopia. Oxford University Press. pp. 9–14.

 

-        Тагмизян Н. К., Хейнце Г.  Яшугин И.П., Шаракан- М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. Энциклопедии. Словари. Справочники: Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш; 1973—1982, т. 6.

 

 

 

Молитва в песне. Краткая история армянского литургического пения