Григор Магистрос Пахлавуни: возрождение научной мысли и светской философии

Григор Магистрос Пахлавуни: возрождение научной мысли и светской философии
Полуразрушенная часовня, служившую когда-то усыпальницей основателя монастырского комплекса Кечарис — Григора Магистроса Пахлавуни.

Полуразрушенная часовня, служившую когда-то усыпальницей основателя монастырского комплекса Кечарис — Григора Магистроса Пахлавуни.

В средневековой культуре Армении значимую роль сыграл философ, писатель, педагог, ученый и государственный деятель Григор Магистрос (около 990–1058 гг.), происходящий из известного княжеского рода Пахлавуни (основоположником династии принято считать Святого Григория Просветителя, или Григора Лусаворича).

Григор Магистрос был сыном военного командующего Васака Пахлавуни. Получил образование в школе Ани, затем в Константинополе. Магистрос предчувствовал падение Анийского царства, поэтому передал свои владения Византии и взамен получил имения в Междуречье и в Южной Армении. После присоединения Королевства Ани к Византии он служил наместником провинции Едесия.

В период тондракийского движения Григор Магистрос был назначен военным правителем (дуком) Васпуракана, Тарона и других областей Византийской империи, и ему удалось подавить движение. В 1003 году он построил монастырский комплекс «Кечарис» (известный также как Сурб Григор Лусаворич), а также в 1051 году инициировал строительство церкви Сурб Ншан. Его сын — Григор Вкайасер, в дальнейшем стал католикосом Армении.

Магистрос Пахлавуни преподавал математику, философию, грамматику и риторику в монастырском комплексе Санаин. Наиболее известны его переводы и комментарии к произведениям Платона, в частности, к его «Законам». За много лет до появления латинского перевода, Григор Магистрос перевел с греческого на армянский оригинал «Начал» Евклида, увлекался взглядами Давида Анахта.

 

Григор Магистрос Пахлавуни — один из первых светских писателей в средневековой армянской литературе, кто в совершенстве владел арабским и греческим языками, писал и переводил с этих языков. Он возродил научную мысль и светскую философию в Армении после двухвекового перерыва развития. Григор Магистрос считал, что образование необходимо начинать с прочтения Библии, затем продолжить изучением мифологии, прекрасных отрывков из сочинений Гомера и Платона, что подготовит к изучению «семи свободных искусств» — грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Сами идеи Григора Магистроса — своеобразный синтез эллинистической и христианской философии, он выступает за автономию философии от религии, процесс накопления знаний об окружающем мире у него происходит от частного к общему.

 Наиболее известные работы Григора Магистроса включают в себя: «Письма», «Тысяча строк к Мануче», грамматическо-научное сочинение «Грамматические комментарии».

 В «Письмах» содержатся важные данные о политической, культурной и религиозной истории Армении XI века, а также примечательные мысли о биологии, медицине, космологии, теории музыки. А поэма «Тысяча строк к Мануче» представляет собой стихотворное изложение Священного писания.

Другим его важным трудом является повествование о главных событиях Библии, которое он написал в течение трех дней по просьбе одного мусульманского ученого, обратившегося в христианство после его прочтения.

Григор Магистрос Пахлавуни известен также как автор церковных песен и стихов, которые церковь канонизировала и внесла в «Шаракноц» (сборник армянских духовных стихов и песен).

Сохранившийся интерьер Академии Григора Магистроса Пахлавуни

Сохранившийся интерьер Академии Григора Магистроса Пахлавуни

 

Мелконян Лусине

 

Источники:

·         Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне». Ереван, 2007.

www.armin.am/armenianlanguage/ru/Encyclopedia_grigor_magistros_pahlavuni

Григор Магистрос Пахлавуни: возрождение научной мысли и светской философии