Рубен Мамулян у истоков цветного кино

Рубен Мамулян

28 июня 1935 года в США состоялась премьера фильма Рубена Мамуляна. Этот премьерный показ открыл миру эпоху цветного кино. Теперь киноискусство наполнилось красками реального мира, еще больше погружая зрителя в происходящее на экране.

«Бекки Шарп» — так называлась картина — стала экранизацией классического романа «Ярмарка тщеславия». Его автор — английский писатель Уильям Теккерей (1811–1863), признанный мастер реалистического романа. Фильм получил свое название по имени одной из главных героинь.

На фоне разворачивающихся Наполеоновских войн Теккерей повествует о жизни двух подруг Эмилии Седли и Ребекки (Бекки) Шарп, являющихся полной противоположностью друг друга. Кроткая и робкая Эмилия — дочь богатых родителей. Артистичная и яркая Бекки родилась в семье спившегося художника и французской танцовщицы. Разность их положений не делает их дружбу искренней и открытой. Бекки мечтает пробиться в свет, использует ради этой цели различные хитрости. Перипетии судеб Бекки и Эмилии и перенес на экран американский режиссер армянского происхождения Рубен Мамулян.

Кадр из фильма «Бекки Шарп»

Рубен Мамулян родился в Тифлисе. Он получил разностороннее образование: учился на юридическом факультете Московского университета, три месяца посещал курсы Евгения Вахтангова при Второй студии МХТ. Далее последовала эмиграция. Сначала в Англию, а затем, в 1923 году, в США. Там Мамулян устроился на работу в ведущую американскую консерваторию — Истменовскую школу музыки (названа по имени ее основателя, американского бизнесмена и изобретателя Джорджа Истмена). «В „Истмен-театре“ я ставил оперы два с половиной года. Там у меня оформились основные взгляды на театральное искусство, там я нашел себя», — вспоминал после Рубен Мамулян.

Многие пьесы американского драматурга Юджина О’Нила впервые были поставлены именно Мамуляном. В 1935 году он руководил премьерной постановкой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», состоявшейся в Нью-Йоркском Театре Элвина.

Постер фильма «Бекки Шарп»

На исходе 1920-х годов перед Рубеном Мамуляном открывает двери Голливуд. Первой его киноработой стала музыкальная драма «Аплодисменты» (1929). Два года спустя, в 1931-м, на экраны выходит знаменитая экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — фильм ужасов «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Фредерик Марч исполнил в нем двойную роль: и Джекилла, и Хайда. За свою работу актер был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».

В фильмах Рубена Мамуляна блистали такие звёзды, как Марлен Дитрих («Песнь песней», 1933), Грета Гарбо («Королева Кристина», 1933), Морис Шевалье («Люби меня сегодня», 1932).

Вернемся к «Бекки Шарп». Для того, чтобы снять первый цветной полнометражный фильм, требовалось получить многокрасочное изображение. Получили его с помощью специальной технологии техниколор, изобретенной еще в 1917 году.

Американская актриса Мариам Хопкинс, ранее сыгравшая в «Докторе Джекилле…», была приглашена сыграть роль Бекки Шарп. Роль Эмили исполнила Фрэнсис Ди. За роль Бекки Хопкинс была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль».

Постер фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд»

Рубен Мамулян в своей работе обращался и к русской классике. В 1934 году он снял экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение» — «Мы снова живы». Во вступительной части фильма автора сыграл его сын Илья Львович Толстой. Художником фильма стал Сергей Судейкин, русский живописец, график, художник театра.

Голос за кадром как аналог внутреннего монолога главного героя впервые был применен именно Рубеном Мамуляном. Возможно, и здесь на ученика Вахтангова оказала влияние русская классика. Вспомнить хотя бы внутренние монологи Родиона Раскольникова из романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».

Рубен Мамулян принимал активное участие в жизни армянской диаспоры США, а 1971 году он посетил Советскую Армению.

На голливудской аллее славы установлена звезда с именем режиссера первого полнометражного фильма в цвете. В 1981 году он был введен в Зал славы американского театра.

Рубен Мамулян у истоков цветного кино