Рубен Мамулян у истоков цветного кино

Рубен Мамулян у истоков цветного кино

28 июня 1935 года в США состоялась премьера фильма Рубена Мамуляна. Этот премьерный показ открыл миру эпоху цветного кино. Теперь киноискусство наполнилось красками реального мира, еще больше погружая зрителя в происходящее на экране.

Рубен Мамулян. Фото: wikipedia.org

«Бекки Шарп» — так называлась картина — стала экранизацией классического романа «Ярмарка тщеславия». Его автор — английский писатель Уильям Теккерей (1811–1863), признанный мастер реалистического романа. Фильм получил свое название по имени одной из главных героинь.

На фоне разворачивающихся Наполеоновских войн Теккерей повествует о жизни двух подруг Эмилии Седли и Ребекки (Бекки) Шарп, являющихся полной противоположностью друг друга. Кроткая и робкая Эмилия — дочь богатых родителей. Артистичная и яркая Бекки родилась в семье спившегося художника и французской танцовщицы. Разность их положений не делает их дружбу искренней и открытой. Бекки мечтает пробиться в свет, использует ради этой цели различные хитрости. Перипетии судеб Бекки и Эмилии и перенес на экран американский режиссер армянского происхождения Рубен Мамулян.

Кадр из фильма «Бекки Шарп»

Рубен Мамулян родился в Тифлисе. Он получил разностороннее образование: учился на юридическом факультете Московского университета, три месяца посещал курсы Евгения Вахтангова при Второй студии МХТ. Далее последовала эмиграция. Сначала в Англию, а затем, в 1923 году, в США. Там Мамулян устроился на работу в ведущую американскую консерваторию — Истменовскую школу музыки (названа по имени ее основателя, американского бизнесмена и изобретателя Джорджа Истмена). «В „Истмен-театре“ я ставил оперы два с половиной года. Там у меня оформились основные взгляды на театральное искусство, там я нашел себя», — вспоминал после Рубен Мамулян.

Многие пьесы американского драматурга Юджина О’Нила впервые были поставлены именно Мамуляном. В 1935 году он руководил премьерной постановкой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», состоявшейся в Нью-Йоркском Театре Элвина.

Постер фильма «Бекки Шарп» ǁ kinopoisk.ru

На исходе 1920-х годов перед Рубеном Мамуляном открывает двери Голливуд. Первой его киноработой стала музыкальная драма «Аплодисменты» (1929). Два года спустя, в 1931-м, на экраны выходит знаменитая экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» — фильм ужасов «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Фредерик Марч исполнил в нем двойную роль: и Джекилла, и Хайда. За свою работу актер был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».

В фильмах Рубена Мамуляна блистали такие звёзды, как Марлен Дитрих («Песнь песней», 1933), Грета Гарбо («Королева Кристина», 1933), Морис Шевалье («Люби меня сегодня», 1932).

Вернемся к «Бекки Шарп». Для того, чтобы снять первый цветной полнометражный фильм, требовалось получить многокрасочное изображение. Получили его с помощью специальной технологии техниколор, изобретенной еще в 1917 году.

Американская актриса Мариам Хопкинс, ранее сыгравшая в «Докторе Джекилле…», была приглашена сыграть роль Бекки Шарп. Роль Эмили исполнила Фрэнсис Ди. За роль Бекки Хопкинс была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль».

Постер фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд» ǁ kinopoisk.ru

Рубен Мамулян в своей работе обращался и к русской классике. В 1934 году он снял экранизацию романа Льва Толстого «Воскресение» — «Мы снова живы». Художником фильма стал Сергей Судейкин, русский живописец, график, художник театра.

Голос за кадром как аналог внутреннего монолога главного героя впервые был применен именно Рубеном Мамуляном. Возможно, и здесь на ученика Вахтангова оказала влияние русская классика. Вспомнить хотя бы внутренние монологи Родиона Раскольникова из романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание».

Рубен Мамулян принимал активное участие в жизни армянской диаспоры США, а 1971 году он посетил Советскую Армению. А на голливудской Аллее славы установлена звезда с именем режиссера первого полнометражного фильма в цвете. В 1981 году он был введен в Зал славы американского театра.

Рубен Мамулян у истоков цветного кино