Памяти скульптора Арташеса Овсепяна

Ушел из жизни Народный художник Армении, скульптор Арташес Авагович Овсепян. В прошлом году мастер отметил свое 85-летие.

Рельеф "Давид Сасунский" (скульптор Арташес Овсепян) в Центре "Гафесчян"

Рельеф "Давид Сасунский" (скульптор Арташес Овсепян) в Центре "Гафесчян"

Арташес Овсепян был автором памятника архитектору Александру Таманяну, барельефа "Давид Сасунский" в Ереванском метрополитене, многих монументальных строений Еревана, в том числе и одного из залов знаменитого Каскада.

В культурном центре "Гафесчяна" целый зал носит его имя. Те жители Еревана, кто знал его, говорят, что мастер был иной раз очень молчалив, а то и резок. Принципиален. О памятниках Гарегину Нжде и Азамаспу Бабаджаняну он высказывался как о мусоре, который нужно вынести из города. 

 

Арташес Овсепян родился в 1931 году, в деревне Сарнакунк (Армения).  В 1954 году он поступил в Ереванское государственное художественное училище имени Терлемезяна, где его преподавателем стал Гукас Григорьевич Чубарян. Его творчество характеризуется большим разнообразием в области монументальной, станковой и монументально-декоративной пластики. К слову сказать,  Чубарян был старше своего ученика на 8 лет. Но его влияние на творческую судьбу Арташеса Овсепяна оказалось значительным.

Он убедил Овсепяна поехать в Санкт-Петербург на учебу в художественную академию, тогда она называлась Ленинградской Академией имени И. Репина. Будущий скульптор был тогда не уверен в себе, считал, что плохо владеет русским языком. Но все же прислушался совета Чубаряна. Среди выдающихся учеников Академии был и Иван Айвазовский, и Фанос Терлемезян.  Он окончил обучение в 1961 году. 

Памятник Александру Таманяну (скульптор Арташес Овсепян, архитектор Седа Петросян)

Памятник Александру Таманяну (скульптор Арташес Овсепян, архитектор Седа Петросян)

Когда молодой скульптор Арташес был в Ленинграде, в Армении объявили конкурсы на изготовление памятников Александра Таманяна и Карла Маркса, и он победил в обоих. Он мог продолжить учебу в ленинградской аспирантуре, но отказался - нужно было возвращаться и работать на родине.  Так же когда-то Александр Таманян предпочел поехать в Ереван, хотя мог предпочесть любой город Европы. 

С памятником Таманяна было непросто. Когда Арташес Овсепян вернулся в Армению, проект памятника великому армянскому архитектору "заморозили". Он создал только Маркса, которого установили напротив здания Политехнического института.

Тогда было запрещено создавать скульпторы армянских выдающихся личностей. Запрет на Таманяна сняли только через 7 лет. До юбилейной даты оставалось только 5 месяцев, и мастер отказался от заказа.

Потом несколько позже Джим Торосян уговорил его приступить к этой работе.

Как вспоминал потом Арташес Авагович: " Работа продлилась около 4 лет. Ничего из сделанного мне не нравилось. Я делал макеты в натуральную величину, а потом просил своих студентов разрушить их. В конце концов, решение было найдено в стиле классицизма. Памятник Таманяну открылся в 1974 году. Когда мы еще работали над памятником, из Ленинграда приехал архитектор – специально, чтобы его посмотреть. Он спросил меня о трех камнях, на которые облокотился мэтр. Я объяснил, что левый камень - это старая архитектура, правый - новая, а великий архитектор перекидывает мост между этими двумя периодами и с его помощью создает новейшую архитектуру и творит нашу столицу". 

Памятник Таманяну работы Овсепяна у Каскада является одним из любимых жителями Еревана. Он создан также из любимого армянами, как и туф, базальта - черного или темно-серого "сына лавы и пепла". Базальт может сильно растягиваться, о его гибкости сложены легенды. 

Позже Арташес Овсепян прославится своим барельефом "Давид Сасунский". Этот шедевр вы можете увидеть в Ереванском метрополитене на станции "Давид Сасунский" (раньше "Вокзальная"), где при выходе на привокзальную площадь установлен памятник герою армянского эпоса.

Его скульптуры украшают не только Армению, но и Нью-Йорк, Санкт-Петербург.

А его рельефов, бюстов, скульптур в Ереване и других городах Армении более 50. 

Среди его работ - рельефы Собора Святого Саркиса (1975, Ереван, архитектор Рафаэль Исраелян), Монументальный орел при въезде в Сисиан (1975), рельефы Ереванского коньячного завода (1975-1993), статуя композитора Армена Тиграняна (1987, Ереван, архитектор Феникс Дарбинян), памятник  «Братья Орбели» (1988, Цахкадзор, архитектор Ромео Джулакян), памятник историку Николаю Адонцу (1993, Сисиан, архитектор Ромео Юлхакян), рельефы церкви Святого Воскресения в Кашатаге (2003), мемориал памяти армянского Гусана Дживани в Джавахке (2006 год, Ахалкалаки).

Памятник Гусану Дживани в Ахалкалаки

Памятник Гусану Дживани в Ахалкалаки

Он также был автором эскизов рельефов храма Святого Вардана в Нью-Йорке (архитектор Рафаэль Исраелян, 1969). Одной из последних работ скульптора является статуя знаменитого армянского писателя Гранта Матевосяна во дворе одноименной школы (2013 год, Ереван).

В 1960-1980-х годах Арташес Овсепян создал несколько великолепных скульптурных портретов. 

 Он также создал сотни графических работ.  «В художественной обработке камня Арташес Овсепян всегда был верен старым традициям армянского изобразительного искусства и архитектуры. Он избегает описания деталей и предпочитает более общий подход, просто связывая массивные объемы и поверхности или создавая драматические противоречия форм. Четкие и прочные композиции Арташеса Овсепяна, его способность передавать уникальную осязаемость изгоняемого камня наделяют скульптуры монументальной властью », - говорит о его творчестве доктор искусствоведения Арарат Агасян.

По материалам армянских СМИ Валерия Олюнина

 

 

 

Памяти скульптора Арташеса Овсепяна