Леонид Енгибаров и его путь в кино

Леонид Енгибаров и его путь в кино

1935 и 1963 годы — важные вехи в истории армянского кинематографа. В 1935-м был снят первый армянский звуковой художественный фильм «Пэпо». Спустя же почти 30 лет — первый армянский фильм в цвете «Путь на арену». Оба события произошли на киностудии «Арменфильм».

В основу сюжета своего цветного фильма режиссеры Левон Исаакян и Генрих Малян положили творческую биографию клоуна-мима Леонида Енгибарова. Картина строится на отдаленных мотивах биографии артиста. Фильм получил название «Путь на арену», а главную роль исполнил сам же Енгибаров. До этой роли в кино, первой в своей карьере, он уже успел побывать с гастролями в разных городах СССР и за границей, в Польше.

Съемки картины проходили в ереванском цирке. Герой фильма по имени Лёня мечтает приносить людям радость. Он хочет стать клоуном. Младший сын уважаемого профессора Енгибаряна хочет стать клоуном? Это невозможно, считают его близкие. Ведь смешить людей занятие вовсе не серьезное. Лёня устраивается в цирк униформистом. Вскоре он пытается попробовать себя и в качестве клоуна. Но, как это ни грустно, его постигает неудача. Зритель недоволен. Лёня разочарован и кажется, опускает руки. Многие из коллег тоже испытывают досаду, большинство и не верит в его талант. Только акробатка Ирина разглядела в нем настоящего артиста. Между ними зарождаются теплые чувства. Большое желание и кропотливый труд воплощают мечту в реальность. Впереди у Лёни овации и зрительские симпатии.

В фильме мы можем увидеть еще одного любимого артиста цирка дрессировщика Степана Исаакяна с его удивительными номерам: смешные сценки с бегемотом и захватывающая и опасная борьба с удавом. За всем этих действом со своей высоты наблюдают попугаи.

Особый интерес вызывают художники фильма. Художником-постановщиком стал живописец Степан Андраникян, известный еще и своими мультипликационными работами. Среди наиболее значимых работ Андраникяна в кино можно выделить «Цвет граната» (1968) и «Мы и наши горы» (1969), где он также выступил в качестве художника-постановщика. Над костюмами работали художник-постановщик Валентин Подпомогов и художница Мариам Асламазян.

 Клоун Лёня. Кадр из фильма «Путь на арену»

Клоун Лёня. Кадр из фильма «Путь на арену»

 Леонид Енгибаров в роли немого пастуха Мико в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков»

Леонид Енгибаров в роли немого пастуха Мико в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков»

За первым киноуспехом последовали новые роли. В 1964 году Леонид Енгибаров снимается в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Он исполнил роль немого пастуха Мико. В 1967 году была сыграна роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». С Роланом Быковым Енгибаров познакомился еще в 1962 году во время гастролей в Ленинграде, где ему вручили медаль за лучший номер года. Это знакомство заложило крепкую дружбу. Там же в Ленинграде Енгибаров познакомился и с Марселем Марсо, французским актером-мимом и создателем парижской школы мимов.

В 1972 году Енгибаров сыграл клоуна в фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки».

В одной из своих новелл «Как трудно быть комиком!», включенных в сборник «Последний раунд», Леонид Енгибаров пишет: «Мне кажется, огромные возможности и новые приключения ждут моих романтических и смешных героев в цветном мире». Эти слова вполне можно спроецировать на его кинороли. Первый армянский цветной фильм открыл для него новый мир, где он смог обратиться к зрителю через экран.

Леонид Енгибаров и его путь в кино