«Воздух — благоухание»: что рассказывали Василию Сурикову об Иване Айвазовском

«Воздух — благоухание»: что рассказывали Василию Сурикову об Иване Айвазовском

Василий Суриков. Автопортрет, 1879 год.  Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» и «Переход Суворова через Альпы». Вряд ли найдется кто-либо, кто бы не знал сюжета этих картин. С трудом отыщется и тот, кто не видел воочию хотя бы одно из этих впечатляющих по своему замыслу и масштабу исторических полотен. Сегодня создавшему их великому мастеру исполняется 170 лет.

Однажды, давая оценку мастерству Василия Сурикова, Александр Бенуа сказал: «Он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Родился Василий Иванович Суриков в 1848 году в Красноярске. Рисовать он начал еще в раннем детстве. Преподаватель по рисованию Красноярского уездного училища Николай Васильевич Гребнёв стал его первым учителем. «Плоты на Енисее» 1862 года считается наиболее ранним датированным произведением Сурикова. Хранится оно в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске.

Василий Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

О периоде своей учебы в Красноярском училище у Сурикова сохранились добрые воспоминания: «Рисовать я с самого детства начал. Еще, помню, совсем маленький был, на стульях сафьяновых рисовал — пачкал… Когда я в Красноярском уездном училище учился, там учитель рисования был — Гребнев. Он из академии был. У нас иконы на заказ писал. Так вот, Гребнев меня учил рисовать. Чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая; как формы облаков знает; а воздух — благоухание».

Василий Суриков, как уже было сказано, был мастером масштабных исторических полотен. Французский критик Делинь писал о нем: «В его картинах он открывается нам как могучий воскрешатель прошлого, которое он реконструирует с верностью ученого». В 1895 году Суриков задумывает «воскресить» один из эпизодов Швейцарского похода под командованием фельдмаршала Александра Суворова (1799). «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан, — рассказывал художник. — Он и теперь еще жив. Ему под девяносто лет. Но главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут».

Летом 1897 года Суриков едет в Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году, как раз к столетию похода Суворова.

Литература:

Волошин М.А. Лики творчества. О Репине. Суриков. Том 3.

«Воздух — благоухание»: что рассказывали Василию Сурикову об Иване Айвазовском