Всемирный потоп глазами художника

Армянский музей Москвы предлагает вам через работы великих художников вспомнить библейское сказание о Всемирном потопе, ставшем божественным возмездием за нравственное падение человечества.


Одна из фресок работы Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле, Ватикан. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508–1512 гг.

«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Книга Бытие 6:5–7).


Гюстав Доре. «Ноев ковчег» (гравюра), между 1866–1870 гг.

«И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле; и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы» (Книга Бытие 7:17–20).


Иван Айвазовский. «Всемирный потоп», 1864

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Книга Бытие 7:21–24).


Уильям Тёрнер. «Свет и цвет. Утро после потопа. Моисей пишет Книгу Бытия», 1843

Творчество Уильяма Тёрнера — предтеча французского импрессионизма.

Надо сказать, что Тёрнер был впечатлен творениями Айвазовского. Он даже посвятил несколько строк его картине «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842): «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений».


Иван Айвазовский. «Сошествие Ноя с горы Арарат» («Ной спускается с горы Арарат»), 1889

Посвящались полотна и новой жизни человечества, наступившей с уходом воды. История начала свой новый отсчет. «И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Книга Бытие 8:1–4).

Картина «Сошествие Ноя с горы Арарат» впервые была выставлена в Париже. Впоследствии Айвазовский подарил ее школе в Нахичевани-на-Дону. Во время Гражданской войны, в 1921 году, картина была перевезена в Ереван Мартиросом Сарьяном. В настоящее время выставлена в Национальной галерее Армении.


«Генеалогическое древо Ноя после Всемирного потопа». Карта Дж. Хильтона, 1749

«И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Книга Бытие 9:1).

Гравюра Дж. Хильтона была размещена в лондонском журнале. На ней Армения представлена как родина человечества после Всемирного потопа. На древе указаны названия различных племен и народов, выходящих из верхней части ковчега в центре над Арменией, пары животных выстроились к горе. Слева от древа — Вавилонская башня.

Всемирный потоп глазами художника