Еще раз об "Ивановом детстве" Андрея Тарковского
 Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана

Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана

Мало кто знает, но первое "Иваново детство" снимал Эдуард Абалян. В его версии Иван выживал, женился и ехал осваивать целину. Снятый материал был настолько плох, что съемки были прекращены "Мосфильму" в убыток. Не знаю, кто рискнул выдвинуть его кандидатуру на авторство этого фильма. Ученик Сергея Юткевича был режиссером "голубых огоньков". Впрочем, в 1974 году он снимет неплохую музыкальную комедию "Северная рапсодия".

В год, когда он сыграл шашлычника в "12 стульях", в 1976, он эмигрировал в Канаду.

Это мы сейчас понимаем, что у Тарковского не было "почеркушек", все что он снимал в студенчестве так или иначе было отмечено высоким качеством. Как-то Бартабасу, руководителю театра "Зингаро", я подарила диск с ранними работами Андрея Арсеньевича - он их не видел и очень обрадовался - странно, но на автора театрализованных конных экшенов под музыку румынского оркестра а ля Брегович, по его признанию, Тарковский влиял с юности. 
Тот, кто доверил режиссеру спасти богомоловского "Ивана", тоже рисковал. По словам Бурляева, он после смерти Тарковского прочитал в его дневниках: «Я пошёл на риск, потому что у меня было четыре гаранта — Коля Бурляев, оператор Вадим Юсов, художник Евгений Черняев и композитор Вячеслав Овчинников».
В этом фильме есть один эпизод, который станет маркером для Тарковского, и возможно, самосожжение Доменико в "Ностальгии" будет уже предопределено в 1962 году. Для Тарковского темы смерти дома, родины и человека были крепко связаны. Мало того, когда юный разведчик входит в дверь в призрак дома, он попадает в загробный мир. Как мы помним, Иван был уже в лагере смерти и чудом спасся. Смысл слова "разведка" постоянно двоится. Он не только, рискуя погибнуть, изучает подразделения врага, но и сам является связующим между жизнью и смертью. 
Этот старик с петухом приглашает его на пепелище, но на него мальчик попадает, повторимся, через дверь - единственное, что уцелело среди обугленных руин. Иван в этом эпизоде вновь идет в "разведку" - в этом случае работают и расшифровки фольклориста-лингвиста Владимира Яковлевича Проппа, автора  очень известной работы "Морфология сказки" . Иван, как герой русских сказок, идет к "умершей матери" в загробный мир. Петух здесь тоже не случаен. Он помогает "выводить" героя из зоны " окончательной смерти". 

 Эпизод из фильма А. Тарковского "Ностальгия". Доменико (актер Эрланд Юзефсон) входит в пространство мертвого дома через дверь. 

Эпизод из фильма А. Тарковского "Ностальгия". Доменико (актер Эрланд Юзефсон) входит в пространство мертвого дома через дверь. 


Но пока ему умирать рано, и мальчик покидает старика, блаженный снова закрывает дверь. 
Этот крайне болезненно воспринимаемый нами метафизичный прием Тарковский использует и в "Ностальгии". Герой Янковского входит в пространство мертвого, разрушенного дома просто, а Доменико - через дверь, еще и прикрывает ее за собой. 
С этого момента они оба начинают существовать в разных мирах. Русского писателя Андрея Горчакова еще можно спасти.

Лента  "Иваново детство" - один из лучших фильмов в истории мирового кино о войне, и о детстве. Этот фильм принес всемирную известность Андрею Тарковскому. Эту картину высоко оценил великий французский писатель ХХ века Жан-Поль Сартр. Неоднозначные отклики приходили и от крупных деятелей культуры многих стран. Они признавали, что такого фильма о войне в истории мирового кинематографа еще не было.

Еще раз об "Ивановом детстве" Андрея Тарковского