Рафик Григорян. "Право быть свободным"
ТРАК.jpg

11 марта в Тарту, по адресу ул. Пеплери 27 в 13:00 - 15:00 Tartumaa Rahvakultuuri Keskselts (TRAKS) Pepleri 27, 51003 Tartu Рафик Григорян. ПРЕЗЕНТАЦИЯ книги Рафика Григоряна "История Эстонии. Армянский след" Презентация книги посвящена 100-летию Эстонской Республики. Армянский народ, имеющий диаспоры во всех государствах мира, оставил свой след и в истории Эстонии. Исследование охватывает период с XIV по XXI века.

Рафик Григорян - Доцент Нарвского колледжа Тартуского университета. 

Армянский музей Москвы публикует его очерк, посвященный 1990-ым годам в Эстонии. Это - история раскола СССР и начало новой независимости Эстонии. 

 Рафик Григорян - известный филолог, один из лидеров армянской общины Эстонии. Фото armeniasputnik.am

Рафик Григорян - известный филолог, один из лидеров армянской общины Эстонии. Фото armeniasputnik.am

ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ

1 июня 1989 года останется в моей памяти на всю жизнь. В этот день я был в последний раз вместе с Рэмом Наумовичем Блюмом. Стояла солнечная летняя погода – такое нечасто бывает в Эстонии. Он выглядел прекрасно, был в хорошем настроении, и ничто не предвещало надвигающейся трагедии.

По приглашению второго секретаря Тартуского горкома Компартии Эстонии Альберта Саунанена, ведавшего вопросами идеологии, мы пошли на собрание т.н. идеологической комиссии, чтобы обсудить проблемы, связанные с городской русскоязычной газетой «Вперед». Тогда начинался раскол общества по этно-языковому признаку, и эта газета находилась под идейным и политическим влиянием просоветских и проимперских сил Кремля. Ее редактор Вальтер Тоотс, эстонец по национальности, активно выступал против самоопределения Эстонии и печатал лишь такие статьи в газете, которые дискредитировали всех тех, кто ратовал за независимость Эстонской Республики. Фактически своими действиями редактор осознанно или неосознанно разжигал межнациональную вражду. Именно этот вопрос и предстояло рассмотреть на комиссии, поскольку газета «Вперед» юридически была идейным органом Тартуского горкома КП Эстонии.

 Рафик Григорян среди участников митинга: в апреле 2016 года армяне Эстонии осудили действия Азербайджана, призвав страны ЕС отказаться от симметричных оценок участников нагорно-карабахского конфликта, от ложного уравнивания агрессора и его жертвы. Фото с профиля Рафика Григоряна

Рафик Григорян среди участников митинга: в апреле 2016 года армяне Эстонии осудили действия Азербайджана, призвав страны ЕС отказаться от симметричных оценок участников нагорно-карабахского конфликта, от ложного уравнивания агрессора и его жертвы. Фото с профиля Рафика Григоряна

Советская империя, как и любая другая, в условиях начавшегося распада, стремилась стравить народы, придерживаясь принципа «разделяй и властвуй». Руководители и подчиненные им многочисленные коллективы всесоюзных и военных заводов, расположенных на территории Эстонии, стали социальной опорой империи. Объединившись в Интердвижение, получившее среди эстонцев ироническое название «импердвижение», они блокировали любые попытки демократизации жизни и смены тоталитарного строя.

Рэм Блюм долгие годы занимался вопросами теории и практики революций и как ученый понимал, что подмена социального конфликта национальным чревата непредсказуемыми последствиями. Свою позицию он и намеревался довести до редактора газеты и убедить его в неэтичности такого поведения.

 Рэм Блюм. Лекция в аудитории главного здания университета. 1962г.

Рэм Блюм. Лекция в аудитории главного здания университета. 1962г.

Вальтер Тоотс, однако, не только не воспринимал доводы логики, но и вел себя вызывающе. Для своей поддержки он пригласил из Москвы корреспондента «Правды» – газеты, которая  все годы советского режима выполняла функцию идеологического жандарма и учила советских людей, как нужно мыслить.

В развернувшейся дискуссии Альберт Саунанен, Юри Таммару и автор этих строк полностью поддерживали Рэма Блюма. Именно на этом злополучном заседании в пылу эмоционального спора сердце Рэма не выдержало. Все усилия «скорой помощи» оказались тщетны.

Он остался в моей памяти как человек, который был способен поднять людей на борьбу за свое право быть свободным. Меня с ним связывало и то, что я прошел саратовскую школу историков, которая была идейно близка философской школе Рэма Блюма.

Рэм Наумович Блюм считал себя марксистом. И действительно, критическим марксистом он оставался всю свою жизнь. Но менялась жизнь – менялись и его взгляды. Все, что произошло в Советском Союзе, он считал «негодной реализацией учения Маркса» (выражение Блюма). В своих дневниках он писал: «Концепция Сталина напоминает марксизм, как плохой манекен живую красавицу» («Политика», № 9,1990, стр. 57).

В период перестройки и особенно тогда, когда началось общенациональное пробуждение в Эстонии, Рэм Блюм опасался того, что дилетантизм в сочетании с политической эйфорией новых эстонских лидеров, часто жонглирующих национальными лозунгами, может привести к катастрофе. Его настораживали популистские речи лидеров Комитета граждан Эстонии, национально озабоченная позиция Марью Лауристин, что привело к расколу Народного фронта, агрессивные заявления директора завода «Двигатель»  Владимира Ярового, выступления Евгения Когана, Арнольда Сайа и других лидеров Интердвижения.

С 1987-го по 1989 год мы много дней и ночей провели вместе с Рэмом Блюмом, обсуждая проблемы создания общенародного движения, тактику и стратегию Народного фронта. Неоднократно приходилось мне вместе с Рэмом Блюмом и Виктором Пальмом выезжать в различные районы Эстонии, а также за ее пределы, для разъяснения сущности и задач Народного фронта, защищать интересы Эстонии.

Идея создания Народного фронта Эстонии в поддержку перестройки принадлежала Рэму Наумовичу. Будучи специалистом по теории революции, он постоянно повторял, что демократия должна уметь себя защищать. Он боялся повторения опыта 1960-х годов, когда сталинистам удалось повернуть процесс либерализации вспять. Вместе с «шестидесятниками», такими, как профессор права Б. Курашвили, профессор социологии Ю.Левада, профессор истории Р. Медведев и другими, он искал способы гарантии процесса демократизации нашего общества и государства.

Первый этап перестройки, который был очередной попыткой модернизировать марксистско-ленинскую утопию сверху, то есть руками партийных лидеров, завершился в 1988 году. Как писал А.И. Солженицын, «часы коммунизма  свое отбили, но бетонная постройка его еще не рухнула».

Но «шестидесятники» оставались романтиками марксизма. Одержимые любовью к свободе, они стремились соединить социализм с нормами общечеловеческой морали. Извлекая уроки из истории, многие из них пришли к выводу, что социализм, игнорирующий волю народа, ведет к тоталитарному режиму, а плюрализм мнений в рамках догматизированной идеологии невозможен. Необходимо было вовлекать широкие слои народа в перестройку жизни, общества и государства на демократических началах.

По инициативе Р. Блюма уже в 1987 году при Тартуском университете был создан «Клуб друзей перестройки». Там собирались все те, кого беспокоила судьба перестройки и гласности в стране, кто мог оказать какую-либо помощь в демократизации жизни в Эстонии.

В рамках этого клуба организовывались встречи с политиками и учеными, проводились дискуссии по актуальным проблемам, таким как «Национальный вопрос», «Сущность сталинизма», «Проблемы языковых отношений в Эстонии», «Программа IME» (aббревиатура IME – Isemajandav Eesti (эст.),  хозрасчетная Эстония, – имеет и другое значение: ime (эст.) – чудо) и другие.

По итогам дискуссий составлялись резолюции и отправлялись в партийные органы республики и в редакции газет для оказания помощи в проведении реальной политики перестройки. Следует отметить, что газеты, выходящие на эстонском языке, в отличие от русскоязычной периодики, охотно печатали эти материалы. Русскоязычная печать, находясь под контролем партийных органов, занимала крайне консервативную позицию и отказывались публиковать несанкционированный партийными органами материал. Это очень беспокоило Рэма Блюма, поскольку могло привести к информационному расколу общества по этно-языковому признаку.

Меня привлекало его стремление быть на стороне справедливости и слабого. В условиях советской империи, когда эстонцы были национальным меньшинством и стремились к защите своих национальных, духовных, культурных прав и свобод, наши симпатии были на их стороне. Но когда волна революционного романтизма захлестнула здравую логику и вместо совместных поисков путей демократизации страны, освобождения человека от социального рабства стали звучать призывы очистить Эстонию от «инородцев», «мигрантов», мы вместе с Рэмом Блюмом выступали против этих тенденций.

В его честности и порядочности я никогда не сомневался. Из-за этих качеств ему неоднократно приходилось страдать в жизни, но в то же время они притягивали к нему многих людей. Он глубоко переживал предательство и ценил дружескую преданность. Научить человека быть порядочным, мне кажется, невозможно. Порядочность – это составная часть той моральной ткани, из которой состоит личность. Она наследуется системой воспитания, формируется образом жизни и контролируется интеллектом.

Он был жизнерадостным человеком и глубоко сопереживал чужому горю. Когда 7 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение, и я выехал в зону стихийного бедствия, Рэм Блюм и его жена Анна Александровна оказались теми близкими людьми, которые поддерживали мою семью в то тяжелое время.

 Театр «Угала». Обсуждение постановки «Путешествие дилетантов». 1983 г. Выступает Рэм Блюм, на заднем плане мы видим выдающегося ученого, профессора Тартуского университета Юрия Михайловича Лотмана. 

Театр «Угала». Обсуждение постановки «Путешествие дилетантов». 1983 г. Выступает Рэм Блюм, на заднем плане мы видим выдающегося ученого, профессора Тартуского университета Юрия Михайловича Лотмана. 

После резни в Сумгаите в феврале 1988 года и после публикации 13 марта 1988 года статьи Нины Андреевой, подготовленной идеологическим отделом ЦК КПСС, обстановка в стране резко обострилась. В начале апреля 1988 года на очередном собрании «Клуба друзей перестройки», на котором присутствовали Рэм Блюм, Виктор Пальм, Владимир Брехов, Игорь Розенфельд, Юри Таммару, Рафик Григорян и другие, обсуждалась статья Александра Яковлева, направленная в защиту перестройки. Именно тогда Рэм Блюм стал требовать активизации действий.

Во второй половине марта 1988 года журнал «Огонек» организовал «круглый стол» о перестройке. Туда были приглашены многие ученые, в том числе доктора наук В.Г. Гельбрас, Л.А. Гордон, Б.А. Грушин, Б.П. Курашвили, Е.Г. Примак и другие. Борис Павлович Курашвили предложил по опыту европейских стран создать «Народный фронт в поддержку перестройки», чтобы люди смогли проявить социальную и политическую активность и реально иметь возможность влиять на ход политической жизни.

Идея создания массового общенародного движения получила благоприятную почву первоначально в двух республиках – в Эстонии и в Армении.

13 апреля 1988 года в очередной передаче эстонского телевидения «Mõtleme veel» («Подумаем еще») Эдгар Сависаар озвучил идею создания в Эстонии общенародного движения в поддержку перестройки и гласности. Эстонский народ воспринял эту идею. В Народный фронт могли войти все жители республики, независимо от национальности – на это Рэм Блюм постоянно обращал внимание русскоговорящих жителей Эстонии.

Он был человеком принципиальным, в меру мягким и жестким. С ним можно было спорить. Порой споры эти носили острый характер – ведь перестройку надо было начинать в первую очередь с самого себя. Советский режим национализировал не только заводы, фабрики, землю, банки и т.д., но и мышление людей. Коммунисты-ортодоксы пытались создать «нового человека», с заранее заданными идеологическими параметрами. Нужно было освободить мозги наших людей от всего наносного, несущественного.

Рэм Блюм – это целое явление в духовной жизни Тартуского университета и в культуре Эстонии. Его жизнь и деятельность еще ждут своих исследователей, однако уже сегодня можно сказать, что он ушел из жизни преждевременно, но дух его остался жить. Результатом этого стала целая плеяда интеллектуалов, которые активно участвовали в демократическом преобразовании общества. Правда, неэстонская часть из этой когорты, отдав немало сил и здоровья восстановлению государственной независимости Эстонии и духовному раскрепощению человека, осталась невостребованной, она предана забвению, как и Рэм Блюм. Но время сильнее всяких обид, оно поставит все на свои места. Как говорится, «большое видится на расстоянии».

Тарту

Май 2000

Опубликовано в журнале Таллинн №10-2000

ИСТОЧНИК: remblum.com

Рафик Григорян. "Право быть свободным"