Выставка Сурена Арутюняна «Чудеса света» открылась в музее архитектуры
 Уже в 70-х годах в московском полуподвальном кругу Сурен Арутюнян был одним из известных художников. За сюрреалистическими реминисценциями его ранних картин таилась мечта о музе дальних странствий, воспетой поэтом Николаем Гумилёвым

Уже в 70-х годах в московском полуподвальном кругу Сурен Арутюнян был одним из известных художников. За сюрреалистическими реминисценциями его ранних картин таилась мечта о музе дальних странствий, воспетой поэтом Николаем Гумилёвым

Выставка путешественника, фотографа, художника Сурена Арутюняна «Чудеса света» открылась в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева. Кураторы проекта – Андрей Сарабьянов, Мария Михайлова.

Турецкая Каппадокия, Марракеш, небольшой бербероязычный город на юге Туниса, скалы Аризоны и один из самых удалённых населённых островов в мире – Пасхи с его каменными монолитными статуями, город Мопти в Мали – такова география проекта Сурена Арутюняна.

Куратор выставки Мария Михайлова рассказывает о путешествиях Сурена на край света, поездках по скальным городам мира: «Фотосъемка и живопись идут параллельно, реальность рифмуется со своим отражением в зеркале абстракции. Фактуры, пейзажи и образы, увиденные через объектив камеры, разбиваются на линии, пятна и объемы и собираются вновь в виде некоего оттиска, живописной формулы. Автор настаивает: работы объединялись по принципу ассоциации, впечатления, но ни в коем случае не ребуса. В прямых сопоставлениях хватает своей сложности, да и в отрыве от своей фотографической пары живопись живет самостоятельной жизнью, в каждой работе есть свой «нерв», будь то напряженность ритма, неожиданность цветового решения, столкновение фактур или смешение плоскостей и объемов. То же касается и фотографий, они самодостаточны, и считать их отмычкой для зашифрованных смыслов в живописи Арутюняна было бы ошибкой. И все же их союз кажется в высшей степени оправданным: это как два разных слепка с одной натуры, вступающие в диалог, открывающие друг в друге неожиданные грани.

Вылазки на край света были далеки от туризма в современном его понимании. Да и какой там туризм, когда неизменная поклажа – несколько десятков килограммов красок, кистей и бумаги. Обратно привозилась пачка работ, которые только уже в мастерской Сурен позволял себе пересмотреть впервые с момента их созидания. До того он тщательно прятал их от самого себя, чтобы всякий раз, начиная новый рисунок, сохранить, по его словам, ощущение «каждодневного сюрприза», поймать «удивление, восторг ребенка». Так художник формулирует цель своих поисков до сих пор. А значит, и другие чудеса света ждут своего исследователя».

Мировоззрение, художественные методы и поэтика Сурена Арутюняна настолько многогранна, что мы еще вернемся к его краскам, символам, лицам, ликам, петроглифам и шифрам в наших следующих выпусках.

Армянский музей Москвы приглашает вас совершить виртуальную проходку по немного «пещерным» залам музея архитектуры.

Выставка Сурена Арутюняна «Чудеса света» открылась в музее архитектуры