Шенгавитский карас

Шенгавитский карас

Карас. Конец VI – начало III тыс. до н. э. Шенгавит. Глина ǁ vladimirdar.livejournal.com

Керамика, ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, а также чернолощеные сосуды с вдавленным желобчатым орнаментом — главные памятники так называемой шенгавитской культуры (Шенгавит — в черте Еревана, где обнаружено поселение IV–II тыс. до н.э.).

Рисунки на керамических изделиях из вдавленных желобков или бороздок, неровных по ширине и глубине, не имеют точного прочтения. В основание композиций положен либо горизонтальный желобок («поднос», плоскость земли), либо трапеция, обращенная широкой частью вверх (возможно, образ ладьи). Несколько желобков, направленных вверх, из которых один почти обязательно имеет вид надломленного колоса или стебля, напоминают цветочный букет, вырастающий из ладьи. Этот символический образ, в силу превалирования растительных форм, можно трактовать как древо жизни.

Литература:

Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.

Шенгавитский карас