НаринЭ

Советская Армения: индустриализация глазами художников

НаринЭ
Советская Армения: индустриализация глазами художников

Это было время, когда в жизнь людей стремительно ворвался новый уклад. Тем, кто пережил блокаду в девяностые понять это нетрудно. Человек всю жизнь привык зажигать вечером лампу, поддерживать огонь в дровяной печи, чтобы приготовить обед, привык к запаху керосина, привык работать топором. Зажечь свет, зажечь огонь — процедура, требующая усилий, а порой даже опасная. И вот, достаточно просто нажать на рычажок, чтобы в комнате стало светло. Просто поднести спичку, чтобы зажечь газ. Для тех, кто жил в двадцатые и тридцатые строительство заводов, электростанций означало серьезные перемены в привычном укладе жизни. 

Мартирос Сарьян. Цементный завод в Давоглу (Арарат)

Появляются огромные заводы, гидроэлектростанции, рудники. Об этом пишут в газетах, это вызывает интерес, отражается в искусстве. Кажется, никогда еще в истории человечества искусство не рассказывало о тяжелом, прозаичном труде, о производстве. В СССР тема производства стала одной из самых главных. В Армении практически все довоенные крупные индустриальные объекты увековечены на полотнах. Конечно, не только в Армении — это касается всей страны Советов.

К примеру, создано большое количество картин с изображением Дзорагетской ГЭС, которую начали строить в 1927 году, а запустили в 1932-м. Сегодня немногие сразу поймут, о чем речь. А когда-то название «Дзора ГЭС» звучало по всей Армении. О проекте писали и говорили, художники создавали полотна, посвященные строительству этой гидроэлектростанции. Сегодня объект относится к малым ГЭС Армении, но тогда, в тридцатые, это было настоящим чудом — вторая по счету гидроэлектростанция Армении, в четыре раза мощнее первой, Гюмрийской ГЭС. Обе электростанции действуют по сей день.

В Национальной галерее Армении можно увидеть картины, посвященные изменению русла реки Зангу, добыче туфа в Артике, строительству Национального театра оперы и балета и даже возведению многоэтажек. Мы включили эту экспозицию в раздел «История»: полотна не только представляют художественный интерес, но и позволяют нам осознать собственное прошлое.

Посмотреть галерею можно по ссылке внизу.

Советская Армения: индустриализация глазами художников