Редакция

Жизнь армян в XIX веке: обряды, связанные с рождением ребенка

Редакция
Жизнь армян в XIX веке: обряды, связанные с рождением ребенка

Севада Григорян. Зангезурская семья

Естественным смыслом брака было рождение детей для продолжения рода, поэтому бесплодие считалось одним из самых больших несчастий. Спасаясь от этой беды, которую, по народным представлениям, насылали злые духи, женщина носила на щиколотках браслеты с подвесками, чтобы позвякиванием отгонять их (эти браслеты надевали девочкам еще в детстве). Бездетные женщины часто посещали места паломничества, совершая при этом обряд жертвоприношения. Верили, что во время богомолья может помочь такой «магический» прием: женщина с тяжелым камнем на спине трижды обходила святыню с тем, чтобы также «отяжелеть». Существовало и много других способов, с помощью которых, как верили тогда, можно было избавиться от бесплодия. Например, не менее принятым было прохождение бесплодной женщины сквозь отверстия в камнях.

Во время беременности женщина вела обычный образ жизни, однако, считаясь «нечистой», она не должна была месить тесто, печь хлеб, сбивать масло. Беременной запрещалось садиться рядом с бездетной женщиной из опасения «заразы». Полагалось во всем угождать ей, особенно в пище, чтобы ребенок ее был здоровым.

Как только начинались роды, мужчин выпроваживали из дома и с роженицей оставались повитуха, татмер (букв.: бабушка-мать), и пожилые родственницы. Для облегчения родов и защиты от злых духов, которые, как считалось, роились в это время над домом и вокруг роженицы, в доме широко открывали двери, окна, снимали крышки с посуды, развязывали всевозможные узлы и пояса, расстегивали одежду. У ног роженицы разбивали яйцо, а около нее ставили заряженное ружье, под подушку прятали кинжал, шампуры, веретено, кусочки железа либо у порога кидали тяжелую железную цепь. Все это — обереги от нечистой силы. Не разрешалось произносить имя роженицы, дабы злые духи, услышав его, не завладели ее душой.

Армянка и ее дети, 1922

Приняв новорожденного, повитуха первым делом посыпала его солью, поскольку соль у армян (как, например, и у греков, болгар) считалась оберегом. По этой же причине всякий входивший в дом после рождения ребенка должен был, прежде чем подойти к матери, положить руку на сосуд с солью. О появлении на свет нового человека повитуха в первую очередь сообщала отцу ребенка и кавору, причем особенно радовались рождению мальчика как продолжателя рода. В этом случае повитуха, поздравляя отца, могла шутя сорвать с него шапку и бросить на землю, требуя выкупа.

Услышав радостную весть, близкие родственницы приходили с особыми поздравлениями — ачкед луйс (букв.: свет твои глазам) и приносили яичницу, плов, печенье, фрукты. Вскоре приглашали и священника, чтобы «очистить» дом и всю посуду от следов пребывания злых духов.

Сама же роженица еще сорок дней считалась «нечистой» и не должна была прикасаться к чему бы то ни было из того, чем пользовалась вся семья. Особенно строго запреты соблюдали в первую неделю, до крестин ребенка. В это время роженицу кормили и поили из отдельной посуды, причем давали специальные блюда, в частности — хавиц (густая и сладкая каша из пшеничной муки), а также сладости, вместо воды — выдержанное красное вино. Ей не разрешали прикасаться даже к собственному ребенку, которого купала и пеленала повитуха или кто-нибудь из пожилых женщин этого дома. Даже встав с постели (обычно на десятый день), молодая мать все еще не имела права готовить еду, месить тесто, стричь ногти, кроить и шить, появляться на улице и днем, и после захода солнца, купать своего ребенка, выливать горячую воду на землю.

Эти первые сорок дней, как считалось у армян (и у многих других народов), были наиболее опасны для новорожденного и его матери. Именно в это время на них, особенно на ребенка, могли подействовать вредоносные силы, вызывающие болезнь кох, и если ребенок до истечения «сорокадневия» заболевал или умирал, то говорили, что он кохвац. Причиной могли быть, по поверьям, злые духи, сглаз, бесплодные женщины, покойник, сырое мясо и еще многое другое. Если в дом приносили мясо, то ребенка купали, держа мясо под ним, либо ребенка предварительно выносили за порог дома. Ребенка выносили также, если в дом входил отец либо даже посторонний мужчина, у которого в семье имелась роженица, находившаяся в периоде «сорокадневия». По этой же причине нельзя было входить к роженице новобрачным, у которых не истекли еще сорок дней после свадьбы. Если мимо дома, где был новорожденный, проходила похоронная процессия, то его вместе с колыбелью приподнимали и ставили на какое-нибудь возвышение.

Чтобы избежать несчастья, предпринимались разнообразные меры. Так, в течение сорока дней у изголовья ребенка постоянно горел светильник, поскольку верили в очистительную силу огня. На колыбель младенца вешали разные амулеты-обереги. Колыбель украшали резными изображениями крестов, под подушку прятали записки с заговорами от порчи, кусочки хлеба, угля. Около люльки ставили миску с водой.

Чтобы защитить маленького ребенка от разного рода невзгод, к его одежде прикрепляли обереги-амулеты — ачкиулунк (букв.: бусина от сглаза). Обычно это были сине-белые глазчатые стеклянные бусинки. Их пришивали детям к плечикам одежды. Порой дети до юношеского возраста носили нашивку в виде небольшого стального огнива.

Амаяк Арцатпанян. У колыбели, 1918

«Сорокадневие» завершалось ритуальным купанием ребенка и матери. Роженицу купали над соломой (которую потом сжигали), а затем «выводили на солнце» люльку, ребенка и мать. К вечеру в доме собирались близкие родственницы и сопровождали мать с ребенком в церковь, где происходило окончательное «очищение».

К первому году жизни ребенка были приурочены некоторые обряды. Так, когда у ребенка появлялся первый зуб, устраивали семейное торжество с приглашением близких родственников. Ребенка сажали на пол, накрывали головку скатертью и сверху сыпали кчехаш (вареную пшеницу) либо наливали жидкую пшеничную кашу с изюмом. Во время этого торжества перед ним клали нож, гребень или зеркало и смотрели, к чему ребенок потянется: если брал нож, это означало, что следующим у него родится брат, а если гребень или зеркало — то сестра.

До года ребенку не стригли ногти и волосы. Первые срезанные ногти и волосы никогда не выбрасывали, а прятали в щелях стены дома или — чаще — церкви, считая, что если они попадут на землю и их затопчут, ребенок может лишиться своей жизненной силы и заболеть.

Крещение (кнунк) происходило вскоре после рождения ребенка, обычно через неделю. Во время крещения ему давали имя. Оно выбиралось по желанию родителей или по имени святого этого дня. Нередко ребенку давали имя его дедушки или бабушки. Имени обычно придавали символическое значение и иногда даже меняли, чтобы обмануть злых духов, если ребенок рос слабым и болезненным.

Литература:

1. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне Нагорного Карабаха: История. Культура. Традиции / А.Е. Тер-Саркисянц ; Институт политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона. — Москва : НП ИД «Русская панорама», 2015.

Жизнь армян в XIX веке: обряды, связанные с рождением ребенка