Искусство не собака, оно не лает и не кусает: о состоянии Ереванской оперы

Искусство не собака, оно не лает и не кусает: о состоянии Ереванской оперы
M.jpg

Который уже раз я вижу протестующих артистов на сцене. Сцена большая и маленькая. Сцена знаменитая и нет. Толпа людей выходит на сцену и заполняет её. Признаться, не красивая и более того отвратительная картина: на сцене артист не для выражения своего таланта, а своего недовольства. Ибо я уверен, что настоящий артист, человек искусства, должен найти совсем другой способ, чем топтать святую сцену будничными ботинками перед спектаклем, пользуясь тем, что в зале собрался зритель, настроенный на праздник, на встречу с таинством, что называется искусство.

А может для людей 30 лет под нажимом уродливой морали и уродливого порядка вещей и жизни искусство превратилось просто в ремесло? Простую возможность выжить и зарабатывать любой ценой…

Так или иначе я вспоминаю большую сцену Большого театра. Она и в правду, к сожалению, оказалась большой для Ереванского театра оперы и балета, который во главе с Орбеляном гастролировал с постановкой балета «Гаяне». Огромная сцена и скудные декорации, хватившие только на небольшой пятачок знаменитой сцены. Это выглядело так странно, что невольно вспомнилось, как накануне бегали эмиссары и предлагали купить билеты на спектакль: мол стыдно будет, если зал будет пустым… А не будет стыдно за наш театр, который к тому же просто оплатил аренду сцены и так пафосно провозгласил о том, что впервые Большой театр их пригласил. Фальшь с ног до головы. А зачем?

Почему не греметь нашему родному театру? Да так, чтобы бегали, искали билеты, да с большим трудом находили. Негодяйство... До боли это всё хочется называть негодяйством. Всё не так, всё не так в родной стране. Спасибо Богу, что хоть сохранили наш Театр — Театр оперы и балета. Спасибо тем, кто творил у истоков создания Армянской оперы и балета. Ибо во многом, я уверен, определяется духовность народа, а значит, способностью противостоять, идти вперёд, вставая в ряд великих народов мира, если у вас есть настоящий Театр. Театр оперы и балета.

Константин Орбелян в разговоре несколько раз упомянул, что он — знаменитый на весь мир , талант. Музыкант, дирижёр... Но разве нам нужны просто музыканты или дирижёры? Театр — это, прежде всего, постановка и режиссура. И в нём участвуют многие и нужна только слаженная работа многих. И тут нужен профессионал сцены!

Не знаю, насколько он знаменитый, я сильно сомневаюсь, но, во всяком случае, скромность ему явно не помешает, чтобы не хвалить самого себя. Тут вспомнил, как он ответил на вопрос: кто вас пригласил? С гордостью сказал: Рита Александровна Саргсян! Как будто речь идёт как минимум о министре культуры. Но нет. Даже не заметил, что говорит о жене президента, который просто превратил оперу «таши-туши». Думаете моральный облик мало важен? Да, он дирижёр, музыкант. Но он не режиссёр. Может ли он ставить на сцену спектакль?!

Не знаю как Вы, но я глубоко верю, что с новыми переменами придёт новое время и будет, в том числе, и наша прекрасная опера и балет. Но можно будет это делать только с новой моралью и с чистыми руками!

Рубен Григорян



Искусство не собака, оно не лает и не кусает: о состоянии Ереванской оперы