Художник Рубен Апресян: «Прабабушка отстреливалась в крепости от нападавших на Ахалцихе курдов»

Художник Рубен Апресян: «Прабабушка отстреливалась в крепости от нападавших на Ахалцихе курдов»

В рамках проекта «Живая история. Потомки Геноцида» Армянский музей Москвы публикует фильм и очерк о семье Рубена Апресяна — известного московского художника-абстракциониста, участника выставки «Геометризмы» в Третьяковской галерее. Богатая и насыщенная событиями жизнь предков художника, переживших Геноцид, Вторую мировую войну и революцию, нашла отражение в творчестве — написанный Апресяном четырёхфигурный портрет родственников (прабабушки, прадедушки и кузины с мужем) вошёл в собрание Музея Востока. Пристальный взгляд художника проник сквозь время и пространство и мастерски передал атмосферу Кавказа начала XX века.

© Рубен Апресян

© Рубен Апресян

О Багдасаровых

Предок по маминой линии — Багдасаров Исаак. Это мой прадед. Он был известным владельцем коньячных заводов в Закавказье. Заводы стояли в Шуше, в Тифлисе и, по-моему, даже в Баку. Вот он, когда произошла национализация Грузии в 1921 году, всё потерял. Выехать за границу не успел — был ошарашен тем, как всё молниеносно произошло. И через год скончался — после всей этой пертурбации социальной. Эти заводы были даже описаны в какой-то книге современного автора — герой едет по Арцаху и видит полустанки какие-то, пожары. Я когда читал, встретил такую фразу «горели заводы Багдасарова». И понял, что это собственность прадеда описана.

Его сын, мой дед Сергей Исаакович Багдасарян, переехал жить в Ереван [поэтому фамилию Багдасаров исправили на Багдасарян. — Прим. ред.]. Он был экономистом высокого уровня, и его пригласили работать в молодую советскую Армению. И он доработал аж до восьмидесятилетнего возраста в системе министерства финансов. 

Бабушку по папиной линии звали Сусанна Егоровна Дарахчиева. Кстати, я написал четырёхфигурную композицию в девяностом году — семейный портрет, на котором изображены прадедушка, прабабушка и её кузина с мужем. Я вдохновился старой фотографией. Работал долго, пока не получился портрет достаточно большого размера. Картина стояла у меня в мастерской ряд лет, пока я не понял, что её место в Музее Востока, потому что на ней отразилась атмосфера старинного Кавказа. Все члены семьи облачены в платья тех времен. Дух ретро я как-то уловил. Искусствоведам в Музее Востока работа очень понравилась и они её с радостью приняли в дар. Она уже выставлялась в экспозиции, посвящённой новым поступлениям.

Рубен Апресян. «Мои предки Дарахчиевы», 1993. Холст. масло. 180х140. Картина из собрания Государственного музея Востока (ГМВ)

Рубен Апресян. «Мои предки Дарахчиевы», 1993. Холст. масло. 180х140. Картина из собрания Государственного музея Востока (ГМВ)

О Дарахчиевых

Дарахчиевы жили в Ахалцихе. Они были достаточно яркими людьми. Прадедушку звали Егор Дарахчиев. Он был коммерсантом местного значения, одним из первых открыл синематограф в Ахалцихе. Кинотеатр был «ноу-хау» по тем временам. Прадед занимался этим проектом в самом начале двадцатого века. Ещё он вкладывался в торговлю. В Европу ездил с товарами разного плана. Предприниматель, достаточно активный. 

А потом случился Геноцид армян, а семья Дарахчиевых в 1915–1916 годах проживала всё ещё в Ахалцихе. Геноцид длился не один год — он был растянут во времени. В шестнадцатом году горожане были осаждены. Дарахчиевы находились в городской крепости старинной и вместе с остальными, оставшимися в живых гражданами, в течение одиннадцати месяцев отбивались от нападавших на них курдов. Многие курды служили в турецкой армии — их турки натравливали на армянское население — провоцировали, чтобы те уничтожали живущих в Ахалцихе армян. И прабабушка с прадедом сражались там. У нас в семейном архиве даже фотографии есть — они в военной форме, с оружием в руках.

Бабушка мне рассказывала ещё в юные годы мои, что дети возраста пятилетнего ползали по полу вот этой крепости и собирали стреляные пули, которые прилетали с вражеской стороны. У них внутри цитадели была своя литейка. Осаждённые отливали новые пули и отстреливались по сути тем, что им с турецкой стороны прилетало — возвращали обратно.

И бабушка, перекинув ранец через плечо, ползала с другими детьми и собирала вот эти пули. 

Благополучный финал в духе шумерских воинов

В конце там случилась необыкновенная метаморфоза. Сюжет выглядит кинематографичным, но это абсолютная правда. Осажденные послали гонца тайно. Парень-армянин выбрался из крепости и по реке проплыл. Чтобы его не заметили, была выдолблена специальная лодка, типа подводной, из большого бревна. Полая такая штука. Он туда заполз, а в бревно были вставлены тростинки для воздуха, чтобы он мог дышать под водой. Вот таким образом он проплыл по реке и добрался до расквартированных российских войск. Попросил о помощи, и царские войска подошли и отбили вот эту крепость в Ахалцихе — спасли армянское население. 

Эпилог

История семьи — это всегда фантастично. Интересные моменты, какие-то факты. С годами каждый человек, набирая возраст и жизненный опыт, становится мудрее. Годы наслаиваются. И когда временной отрезок становится намного длиннее, для нас вдруг какие-то встречи с каким-то людьми из прошлого всегда незабываемы. Это те события, которые действительно врезаются в память. Об этом и семейный портрет.

Интервью записала: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы

В оформлении обложки использован семейный портрет «Мои предки Дарахчиевы». Работа предоставлена Государственным музеем Востока. Публикуется впервые.

Художник Рубен Апресян: «Прабабушка отстреливалась в крепости от нападавших на Ахалцихе курдов»