Куратор Рубен Аревшатян: «Интерес к советскому модернизму параллелен исчезновению объектов архитектуры»

Куратор Рубен Аревшатян: «Интерес к советскому модернизму параллелен исчезновению объектов архитектуры»

Армянский куратор соверменного искусства и признанный историк архитектуры Рубен Аревшатян прочитал онлайн-лекцию о советском модернизме в рамках IV Международного фестиваля дизайна Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств «Красный проспект». Об этом сообщило новосибирское издание newsib.net.

Источник: google.com

Источник: google.com

В этом году «Красный проспект» прошёл частично в режиме карантина, поэтому историк архитектуры Рубен Аревшатян выступил с онлайн-лекцией, в ходе которой рассказал об исследовательском выставочном проекте «Город завтрашнего дня».

Newsib.net составил конспект лекции Рубена Аревшатяна, который публикует Армянский музей Москвы.

«…Год от года возрастающий интерес к советскому модернистскому архитектурному наследию (как в постсоветских, так и в международных широких профессиональных и институциональных кругах), отображающийся в исследованиях, изданиях, выставках, научных конференциях, художественных проектах, парадоксальным образом протекает параллельно с процессом исчезновения этого огромного, многогранного культурного и исторического пласта из современной среды городов бывших советских республик.

Архитектурные трансформации этих городов наиболее ярко отражают не только различия, но и общие черты в логике преобразований политических, социальных, экономических, культурных процессов в бывших союзных республиках, одновременно раскрывая взаимосвязь сложного и весьма противоречивого коллективного сознания постсоветских обществ.

Выставочный проект «Город завтрашнего дня» исследует вновь ставшие сегодня актуальными альтернативные идеи общественного устройства, выраженные в новаторских проектах советской архитектуры, а также их глубокую взаимосвязь с универсальными социально ориентированными принципами интернационального модернистского движения ХХ века. Большинство утопических проектов советской эпохи сохранилось лишь во фрагментарном виде или потерпело полную неудачу. Многие структуры, формы и идеологические предложения модернизма исчезли либо потеряли свою актуальность. Тем не менее архитектурные концепции и отдельные здания советской эпохи по-прежнему формируют облик городов бывшего СССР — и новое поколение исследователей городской среды, архитекторов, историков, культурологов сейчас выступает за их сохранение и переоценку.

Дворец искусств в Ташкенте — фотография выставки «Город завтрашнего дня». Источник: goethe.de

Дворец искусств в Ташкенте — фотография выставки «Город завтрашнего дня». Источник: goethe.de

Выставка «Город завтрашнего дня» является региональным проектом Гёте-Института и результатом исследований международной команды кураторов: исследователя советской архитектуры, президента AICA-Армения Рубена Аревшатяна, сотрудницы МОМА в Нью-Йорке Анны Кац и Георга Шёльхаммера, основателя и редактора австрийского журнала современного искусства Springerin. Выставочный проект стартовал в Ереване, затем продолжился в Минске и в конце прошлого года был представлен в Москве в Новой Третьяковской галерее. В этом году экспозицию планируется представить в Новосибирске, а в следующем году она продолжит свое путешествие по столицам бывших союзных республик. В каждом городе и в каждом месте проведения выставка, сохраняя основное архивное ядро и специально разработанные экспозиционные модули, претерпевает изменения, фокусируясь на локальных контекстах, истории и дальнейшей судьбе модернистской архитектуры в постсоветских республиках».

Что мы знаем о Рубене Аревшатяне?

Художник, искусствовед и куратор, президент AICA-Армения. Преподает в Институте современного искусства в Ереване. Активно публиковался в международных профессиональных изданиях — в основном по темам и проблемам городских и культурных преобразований, уделяя особое внимание постсоциалистическим контекстам. Член редколлегии электронного журнала red-thread.org. Выступал куратором, а также принимал участие в ряде международных проектов: «Великая атрофия», «Параллельная реальность», «Локальные модерности», «Советский модернизм: неизвестные истории 1955—1991 гг.», «Дежа-вю STANDARD», «Город завтрашнего дня» и др. В 2011 году был куратором национального павильона Армении на 54-й биеннале искусств, а в 2014 году — куратором национального павильона Армении на архитектурной биеннале в Венеции. Автор и куратор международного исследовательского проекта «Сладкие 60-е». Был научным руководителем проекта реставрации дома творчества писателей на озере Севан в рамках программы Keeping it Modern фонда Гетто.

Источник: Newsib.net

Обложка: vem.am

Куратор Рубен Аревшатян: «Интерес к советскому модернизму параллелен исчезновению объектов архитектуры»