Сладкая мечта армянского иммигранта: история успеха кондитерской компании Питера Пола Халаджяна

Сладкая мечта армянского иммигранта: история успеха кондитерской компании Питера Пола Халаджяна

Питер Пол Халаджян завоевал прочное место в истории кондитерского дела. Спасаясь от надвигающегося Геноцида, он приехал в США, где в небольшом городке в штате Коннектикут начал строить свою конфетную империю. Амбиции, бесстрашие и предпринимательские качества помогли Халаджяну исполнить свою американскую мечту, покрытую шоколадом и наполненную кокосовой начинкой, подарив миру известные батончики Mounds и Almond Joy.

Питер Халаджян родился в 1873 году в Османской империи. Он переехал в США в 1890 году — в тот момент, когда в Восточной Анатолии начались массовые убийства армян, которые позже станут известны как Хамидийская резня. Поселившись в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, Халаджян устроился на работу на каучуковый завод в небольшом поселке Наугатак.

Но будучи амбициозным и предприимчивым человеком Халаджян хотел иметь свой собственный бизнес и сделать себе имя. Когда его рабочий день на фабрике заканчивался, он вместе со своими дочерями Мэй и Лилиан продавал фрукты, конфеты и домашние сладости жителям и гостям Наугатака. Спрос на его продукцию постепенно начал увеличиваться, поскольку Халаджян приобрел репутацию поставщика качественных сладостей.

Слева: мятные кремовые леденцы, 1935 год. Сверху: верхняя часть коробки из-под смоляной жвачки. Снизу: Питер Пол Халаджян. Фото из коллекции Исторического музея Коннектикута / Connecticut Explored

Через пять лет мечта Питера Халаджяна сбылась — 1 февраля 1895 года он открыл магазин сладостей и мороженого на Уотер-стрит в Наугатаке, недалеко от центра города. У его магазина был широкий ассортимент, который включал лимонные леденцы, арахисовую карамель, лакрицу, несколько видов шоколадных конфет и мороженое с разными вкусами. Сладости были очень популярны, и вскоре Халаджяну удалось открыть второй магазин в Торрингтоне.

Американским клиентам было трудно произносить армянскую фамилию Халанджяна, поэтому он поменял ее на Пол. На рубеже веков Питер Пол начал заниматься рекламой своего магазина, используя яркие слоганы, публикуя объявления в газетах и раздавая листовки потенциальным клиентам. В 1912 году Питер Пол открыл второй магазин в Наугатаке. В это же время в бизнес стал вовлекаться Кэл Казанджян — шурин Пола — так как состояние Питера стало ухудшаться из-за артрита.

Реклама компании Питера Пола в газете 1897 года. Фото: Ara the Rat

Небольшая сеть магазинов сладостей начала процветать во время Первой мировой войны, поэтому Пол и Казанджян мечтали расширить свою деятельность за пределы провинциальных городов. Когда США вступили в войну, армия поручила производителям конфет поставлять в Европу шоколад для обеспечения пехотных подразделений. Шоколадные батончики — как высокоэнергетическая пища пригодная для длительного хранения — подходили идеально.

Война закончилась, солдаты вернулась домой, помня тот замечательный вкус шоколадных батончиков. Спрос на батончики начал увеличиваться, их производство стало перспективным делом, и двое предприимчивых армян захотели стать частью этой развивающейся индустрии. Но для осуществления этой мечты одних амбиций было недостаточно — нужны были деньги. В 1919 году Пол и Казанджян убедили четырех своих друзей и родственников вложиться в бизнес увеличить масштабы кондитерского производства. Джордж Шамлян, Джейкоб Чулджян, Артин Казанджян и Джейкоб Акопян, которые также бежали от Геноцида армян в США, согласились. Так родилась фирма Peter Paul Candy Manufacturing Company.

Сооснователи Peter Paul Candy Manufacturing Company Кэл Казанджян и Джордж Шамлян. Фото из коллекции Исторического музея Коннектикута / Connecticut Explored

Новая компания начала производство в ноябре 1919 года на чердаке размером 50 на 60 футов, расположенном на Вебер-стрит в Нью-Хейвене. Из-за отсутствия системы охлаждения они готовили конфеты ночью и отправляли в магазины утром, пока изделия были свежими. Изначально их линейка кондитерских изделий не сильно отличалась от той, которую предлагали конкуренты: батончики с кокосовым кремом, брикеты с арахисом, «карамельные поцелуи» и леденцы.

Но владельцы компании понимали, что для достижения успеха им необходимо выделиться на фоне других производителей изделий. Они наняли Гарри Татиджяна, опытного кондитера из Бриджпорта, чтобы он помог разработать несколько уникальных сладостей. Первым фирменным продуктом компании стал Konabar — смесь кокоса, орехов и фруктов, покрытая шоколадом.

Однако изделием, которое прославило компанию Питера Пола, стал Mounds — батончик с темным шоколадом и кокосом, разработанный Шамляном и Татиджяном в 1921 году. Батончик мгновенно стал сенсацией и был самой популярной сладостью компании на протяжении всей ее истории. Mounds имел такой успех, что производство едва успевало со спросом, тем более, что изготовление изделия было очень кропотливым. Каждый батончик отдельно раскатывался, плющился, формировался, окунался в шоколад и заворачивался в фольгу — и все это делалось вручную. В 1951 году компания Mars выпустила известный до сих пор батончик «Баунти», который полностью повторяет Mounds Питера Пола.

Реклама батончика Mounds, 1955 год. Фото из коллекции Исторического музея Коннектикута / Connecticut Explored

К 1922 году бизнес стал настолько масштабным, что компании потребовалось большее помещение и новое оборудование. Взяв кредит в банке, фирма вновь вернулась Наугатак. На просторном склоне холма, вдали от грязного промышленного центра каучуковых заводов, предприниматели построили новый завод. Преуспевающая компания также расширила свой ассортимент, добавив в него арахисовый рулет с карамелью Smile-Awhile, батончики с семенами кунжута Bachelor Bars и мятные конфеты Thin Mints.

Болезнь Питера Пола Халаджяна прогрессировала, и в 1927 году он скончался. Президентом компании стал Кэл Казанджян. Он принял решение не конкурировать с другими компаниями сладостей и не расширять свой ассортимент, а вместо этого сосредоточиться на разработке эффективного и недорого способа производства кокосовых батончиков Mounds. Примерно в это же время компанию переименовали в Peter Paul, Inc.

Производить кондитерские изделия вручную довольно трудно, поэтому в начале 1930-х годов корпорация разработала машину, которая отделяла мякоть кокоса от скорлупы. Также были установлены машины для глазирования шоколада и охлаждающие контейнеры, а инженеры переоборудовали упаковочную машину для мыльных брусков в аппарат для обертки конфет.

Фабрика компании Peter Paul, Inc. в Наугатаке, Коннектикут, 1930 год. Фото: Ara the Rat

Эти нововведения были как раз вовремя. В США начался период Великой депрессии. Продажи и прибыль начали падать. Но Peter Paul, Inc. решила пойти на риск. Вместо того, чтобы сократить производство, как это делали другие производители конфет, компания переупаковала Mounds в целлофан, а не оловянную фольгу, чтобы сэкономить деньги без ущерба качеству изделия. Более того, они удвоили размер батончика, но продолжили продавать его по старой цене — пять центов.

Риск оправдался. В течение 30 дней продажи переросли ожидания. Чтобы удовлетворить высокий спрос, 1934 году кондитерская компания купила новое оборудование и расширила завод в Наугатаке, потратив на пристройку к фабрике 60 тысяч долларов, увеличив количество рабочих мест и зарплаты сотрудникам на 20%. В этом же году Peter Paul, Inc. представила новинку — батончик Dreams с начинкой из нарезанных кубиков миндаля и кокоса, покрытый темным шоколадом. Это был поразительный успех для периода тяжелого экономического кризиса.

Сверху: обертки батончиков Mounds. Снизу: обертка конфеты Dreams. Фото: Ara the Rat, Food Passages, Chocolate Wrappers

Проблемы другого рода начались во Время второй мировой войны. В начале 1942 года, когда Япония захватила Филиппины, поставки кокоса в США прекратились. Peter Paul, Inc. пришлось искать новые источники сырья в Карибском море, что было довольно затруднительно, так как немецкие подводные лодки бороздили Атлантический океан. Предположив, что нацисты не будут тратить торпеды на маленькие суда, кондитерская компания купила семь деревянных шхун, чтобы доставлять коксы с нескольких небольших карибских островов на перерабатывающие заводы в Пуэрто-Рико и Флориде. Шхуны, в свою очередь, сообщали военно-морскому руководству об обнаружении подводных лодок противника, при этом сами никогда не подвергались их атакам. Peter Paul, Inc. также передавала кокосовую скорлупу химическим заводам, где ее использовали для производства активированного угля для противогазов и взрывчатых веществ.

Нормирование сахара и нехватка шоколада еще больше усложнили работу по производству высококачественных шоколадных батончиков. Но руководство компании отказывалось использовать какие-либо наполнители или заменители. Кэл Казанджян говорил: «Мы будем делать Mounds как следует, пока будет возможность, или мы закроем компанию». Изготовление Mounds «как следует» означало полное прекращение производства менее продаваемых конфет, таких как Dreams, и использование всего кокоса, сахара и шоколада для Mounds.

Сверху: рекламный баннер батончика Almond Joy. Снизу: открытка «Peter Paul Inc., Наугатук, Коннектикут», с изображением фабрики, 1949 год. Справа: одна из шхун, на которой перевозили кокосы. Фото из коллекции Исторического музея Коннектикута / Connecticut Explored

Несмотря на то, что у батончика Mounds были международные аналоги, сам он никогда не появлялся на зарубежном рынке, за исключением одного необычного случая с нацистским военнопленным, экстрадированным в США в 1945 году. У неизвестного генерала, который прибыл в Нью-Йорк по пути в лагерь военнопленных, после обыска нашли ту самую красную коробочку с батончиками.

Как и в Первую мировую войну, батончики стали неотъемлемой частью пайка американского солдата. Поэтому у нацистского генерала мог оказаться Mounds потому, что главными клиентами Peter Paul, Inc. во время Второй мировой были американские военные. К 1944 году армия закупала до 80% всей продукции компании. В период войны компания ежемесячно упаковывала 5 миллионов батончиков для армии, а гражданскому населению было доступно лишь ограниченное количество сладостей. Даже когда фирма прекратила выпускать Dreams, она увеличила объемы изготовления карамели и смоляной жвачки, для которых требовалось мало сахара и совсем не нужен был кокос, таким образом сохранив объемы производства и количество рабочих мест в военное время.

Заголовок газеты Naugathuck Daily News 1945 года: «У немецкого генерала нашли батончики Peter Paul Mounds». Фото: Ara the Rat

Победа в войне вновь увеличила спрос на конфеты и сладости. В 1948 году Peter Paul, Inc. добавила в ассортимент новый шоколадный батончик взамен Dreams. Almond Joy с кокосовой начинкой, обжаренным миндалем и глазурью из молочного шоколада сразу же стал бестселлером.

Высоким продажам компании в том числе способствовала реклама. В 1930-х годах Peter Paul, Inc. сделало ставку на радио, и сладости компании успешно рекламировались в эфирах. А в начале 1950-х годов кондитерская фирма стала лидером по рекламе на сетевом телевидении. Позже Peter Paul, Inc. стала первым производителем конфет, который использовал цветные рекламные ролики для демонстрации и продвижения своих шоколадно-кокосовых батончиков.

Рекламный ролик батончика Mounds 1957 года

Самая известная реклама батончиков Almond Joy и Mounds 1989 года

В 1970-х годах рынок кондитерских изделий стал меняться. Большие корпорации начали скупать менее крупные фирмы. Чтобы избежать поглощения силой, Peter Paul, Inc. начала переговоры с несколькими компаниями, и в 1978 году ее купила британская фирма Cadbury Schweppes. А в 1988 году американские активы Cadbury Schweppes купил кондитерский гигант Hershey's, также получив право на производство батончиков Mounds и Almond Joy. Слова «сделано в Наугатаке» исчезли с этикеток несмотря на то, что оба шоколадных батончика продолжили производить на том самом заводе Наугатака.

В апреле 2007 года компания Hershey объявила о закрытии завода в Наугатаке. Более 84 лет фабрика Питера Пола Халанджяна изготавливала вкуснейшие шоколадные батончики, когда в ноябре 2007 года конвейерные ленты остановились и производство перенесли в Вирджинию. Батончики Mounds и Almond Joy до сих пор продаются в США и пользуются такой же популярностью.

Рекламный постер батончиков Mounds и Almond Joy. Фото: Connecticut History

В то время, как другие шоколадные батончики сейчас серьезно конкурируют с конфетами Питера Пола Халанджяна, штат, в котором была основана компания, остался верен уже давно ушедшим предприимчивым армянским иммигрантам — Almond Joy действительно является сладостью «номер один» в Коннектикуте.

Источники: Greg Pugliese — Connecticut Explored, Liana Aghajanian — Ara the Rat

Сладкая мечта армянского иммигранта: история успеха кондитерской компании Питера Пола Халаджяна