«На горе Арарат растет красный виноград»: о значении винограда в армянской культуре

«На горе Арарат растет красный виноград»: о значении винограда в армянской культуре

С древних времен виноград наделяли особой значимостью. Один из примеров использования образа винограда в искусстве — это армянская мозаика VI века на полу погребальной часовни святого Полиевкта Мелитинского в Иерусалиме в Армянском квартале. На ней изображены узор в виде амфоры, из которой вьются виноградные лозы с сидящими на них птицами, и надпись на армянском: «Памяти всех армян, чьи имена известны только Богу». Виноград, важный элемент национальной символики, и сегодня продолжает жить на гербах, церковных барельефах и хачкарах, несущих в себе богатую историю и ценности армянской культуры. Историк Нуне Мхитарян делится своими мыслями о том, как виноград стал неотъемлемой частью армянской идентичности, связывая это явление с событиями и обычаями, передаваемыми из поколения в поколение.

По жаре Араратской долины лето тихо ползет к концу. Уже прошел праздник первого сбора и благословения винограда, праздник преображения Богородицы. Так уж получилось, что на протяжении последних лет все сильнее и сильнее тянет в Ереван. Именно летом. Словно школьник, отправляющийся на очередные каникулы к бабушке, или молодая женщина, навещающая после замужества родителей, приезжая в Ереван, мы ищем следы своих прошлых пребываний и радуемся, находя их. Да, все как прежде. Как мы оставили. Все привычные вещи на своих местах. И с каждым разом эти полузабытые мелочи сильнее прежнего привязывают нас к родным стенам, заставляя забыть и возраст, и годы, проведенные в ожидании новых встреч.

Казалось бы, пулпулак — уличный фонтанчик, просто один из символов нашего города. А вот, поднял отец ребенка над фонтанчиком, наверное, после его долгой просьбы, а тот зажмурил глазки, плотно-плотно зажал губки и терпеливо подставил щеки под струю. Конечно, попробуй выпей, вода так больно бьется. С нами тоже такое было, во времена не столь далекие. Опять много приезжих на улицах, несмотря на страшную жару, опять вечерами становится гораздо многолюднее, чем днем.

Но на этот раз есть что-то, что упорно не позволяет поддаваться иллюзиям. Что-то ушло, что-то такое, что как пулпулак, было везде и всюду и воспринималось как неотъемлемая часть города. И только случайно наткнувшись на это «что-то», я поняла: ушли от нас виноградные лозы, оплетающие, обволакивающие балконы и окна многоквартирных домов от фундаментов до самых крыш, превращая эти балконы в уютные беседки, где в любую жару, с утра до вечера стучали кости «нарды», текла неторопливая беседа и стоял запах кофе.

Виноградная лоза, поднимающаяся верх по отвесной стене. Проходящая свой путь, отмеренный, определенный природой и… историей. С нами она прошла весь наш исторических путь — от Ванского царства, где она была предметом почитания, до наших дней, от роскошных королевских садов до приусадебных участков глинобитных домиков сонных городков.

Когда виноград вошел в жизнь армян?

Сегодня, наверное, не сможет определить ни один ученый. Но что он с нами вот уже три тысячи лет, свидетельствуют клинописные надписи Ванских царей и барельефы на стенах их дворцов. Ванский король Менуа, отец Аргишти, основателя крепости Эребуни, подарил своей дочери виноградник и с гордостью сообщил потомкам об этом в одной из своих надписей. Воистину царский подарок — плодовый сад. Именно сад, «айги», так называли древние армяне виноградник. Скорее всего, виноградники, так же, как и оросительные каналы, водоемы, в древней Армении являлись государственной, то есть царской собственностью. И именно государство являлось поставщиком вина, сушеных плодов для своей армии, а также для всех близких и дальних государств. Свидетелем тому — целая «шеренга» винных кувшинов в подвалах дворцов Эребуни и Кармир Блура. Трудно поверить, что все содержимое этого богатства обеспечивала растущая повсюду, ищущая себе опору лоза.

Тонкий и гибкий стебелек, неприхотливый к почве, виноградная лоза, приживается в любой земле, прося лишь солнца и чуточку животворящей воды. Как и «ее» народ, найдя хоть самую слабую опору, она может выдержать любые испытания и невзгоды, ослабеть от напастей, но при малейшем тепле снова поднять голову и потянуться ввысь. Древо нашей жизни, она от стен языческих храмов плавно перешла в христианские молельни, став тем самым живым крестом на камне, став хачкаром. Благодаря ей не прерывается духовная связь армян с прошлым, благодаря виноградной лозе народ отмечает древний языческий праздник благословения винограда как день преображения Богородицы.

Понятие «дом» в Армении во все времена обозначал «дом с садом, с "айги"». И если в предгорных районах это были фруктовые сады, то в солнечных долинах это были виноградники. В больших городах были целые садовые кварталы, они так и назывались — Айгестан. Так назвали свой новый квартал ванские переселенцы в Ереване, в память о своем утерянном Айгестане. Название сохранилось, но сохранились ли виноградники Айгестана? Они «жили» в садах частных домов вместе с хозяевами, как полноценные члены семьи, вместе с ними и переехали потом на «новую землю». Тогда трактористы, что должны были снести старые дома, говорили, отводя взгляд в сторону: «Отец, ты не смотри», а потом сами же вытаскивали лозы из земли и отдавали «отцам». Да, дома шли под снос, но жизнь начиналась сначала.  Прямо с первого этажа, вверх по стенке, выше, выше сколько хватит сил и опоры. И как-то никого не удивляло, что в самом центре города, хорошо еще, если во дворах, а не на улице, на водосточных трубах, пожарных лестницах или специальных подпорках зеленел виноградный лист, в пыли, иногда в копоти, свисали красивые сочные гроздья.

Сегодня виноградная лоза уходит из жизни нашей столицы. Многие годы, прожив бок о бок с хозяевами она не нуждалась ни в благословении, ни в прославлении. О том, что она когда-то была «фасадом» наших домов, напоминают лишь кое-где сохранившиеся кустики. Жаль, очень жаль. Уходит что-то важное. Что-то, связывающее нас с нашими воспоминаниями, с родителями, с их молодостью и нашим детством.

И еще: в городском Обводном парке, на пересечении улиц Терьяна и Московян, стоит удивительный хачкар-пулпулак работы Рафаела Исраеляна, великого зодчего, который первый во всеуслышание объявил, что крест и лоза неотделимы*, что лоза — это и есть крест, древо жизни, и они вечны, как вечно течение живой воды. А мы живы, пока понимаем это.

*Важнейшими и традиционными элементами декоративного убранства хачкаров являются изображения виноградной лозы и плодов граната — символов семьи и плодородия, а также листьев финиковой пальмы, голубей или павлинов — символов Святого Духа и Воскресения. Упомянутые элементы использовались в раннехристианском искусстве. Например, на внутренних поверхностях арок мавзолея Галлы Плацидии в Равенне сохранились мозаики середины V в. с изображением крестов в синих медальонах в окружении пышных зеленых веток, усыпанных гроздьями винограда и плодами граната.

«На горе Арарат растет красный виноград»: о значении винограда в армянской культуре