Александр Бордов: «Карабах для русских — родная земля». Интервью с главой Русской общины Нагорного Карабаха

Александр Бордов: «Карабах для русских — родная земля». Интервью с главой Русской общины Нагорного Карабаха

Русская община Нагорного Карабаха стала важнейшим звеном, связующим армян и русских в Арцахе, ярким примером братства христианских народов. В прошлом году в Республике был возведён первый более чем за сотню лет православный храм, а члены общины, численность которой составляет более 4000 человек, занимаются организацией различных культурно-просветительских проектов для взрослых и детей. Глава Русской общины Александр Бордов в интервью корреспонденту Армянского музея Москвы Мариам Кочарян рассказал, как Армянская апостольская и Русская православная церкви укрепляют дружбу двух народов в Арцахе и как сейчас жители региона выживают в нечеловеческих условиях — без тепла в домах.

— Какие настроения сейчас царят в Русской общине НКР? Как чувствуют себя члены общины, о чем беспокоятся, какие строят планы?

— К великому сожалению, представители Русской общины, как и все остальные карабахцы, лишены сегодня человеческих условий, а именно: тепла в домах. Десять дней не было отопления; через пару дней после того, как его дали, газ вновь был перекрыт нашими соседями. Это не укладывается ни в какие общечеловеческие нормы, и, конечно, для мусульман такое отношение к детям, женщинам и старикам недопустимо. Ислам — одна из величайших мировых религий, и истинные мусульмане разделяют с христианами наши фундаментальные морально-нравственные устои. Непонятно почему и для чего после заключения трёхстороннего соглашения наши соседи так поступают, не думая о простых людях. Вы спросили о планах карабахцев? План один — выжить в нечеловеческих условиях. Выжить и продолжить жизнь на своей родной земле.

Члены Русской общины Нагорного Карабаха. Фото предоставлено Александром Бордовым

— Цифры. Сколько сейчас славян находится в общине? Изменилась ли статистика после перерегистрации?

— Как Вы знаете, мы провели перепись славян и граждан РФ, проживающих в Нагорном Карабахе. Ранее ни одна из русских общин мира не проводила подобного мероприятия. Такое было впервые в истории. Представитель каждой семьи должен был предъявить соответствующий пакет документов, подтверждающий славянское родство, — ведь в Общину входят русские, украинцы, белорусы и полукровки, обоснованно считающие себя русскими. Очень важно при этом знание русского языка, но с этим у карабахцев нет проблем. Дело в том, что проведённые в 2005 и 2015 году переписи населения показали неверные результаты. Учитывались лишь те, у кого в паспорте была русская фамилия, и таких тогда насчитали около 300 человек. Это были мужчины совершеннолетнего возраста, которые составляют около 10% славянского населения Нагорного Карабаха. Основная часть общины — женщины, вышедшие замуж за карабахских армян. Немало тех, кто приехал с мужьями, спасаясь от погромов, из Сумгаита, из Баку, из Кировабада. Среди членов нашей общины очень много смешанных семей беженцев. Мы также принимаем в Общину граждан РФ вне зависимости от национальной принадлежности. Численность общины на сегодня составляет более 4000 человек.

Русский православный храм Рождества Христова. Фото предоставлено Александром Бордовым

— Расскажите, пожалуйста, про Русский православный храм, построенный после 44-дневной войны. Как часто проводятся службы? Сколько прихожан в среднем посещает храм? Часто ли? Ведётся ли миссионерская работа по социальной или иной помощи?

— Первый за сто с лишним лет Русский православный храм Рождества Христова был возведён в 2021 году. Инициаторами были отец Борис, священнослужитель РПЦ, и герой России генерал-лейтенант Рустам Усманович Мурадов, на тот момент — командующий Российским Миротворческим контингентом. Отец Борис возродил православие в Нагорном Карабахе. Вдохнул новую жизнь в карабахских православных. Начинали мы с картонной иконы на стене в палатке — пока не было православного храма. Кстати, нам активно помогали армяне. Можно с уверенностью сказать, что армяне внесли свою значимую лепту в возрождение православия. За это мы им безмерно благодарны. Каждое воскресенье в храме проходит божественная литургия. После мы посещаем Воскресную церковную школу. Наш новый батюшка, отец Пахомий, общается с прихожанами, рассказывая нам о православной традиции. Необходимо отметить, что около половины представителей русской общины — прихожане Русской православной церкви, а другая половина — Армянской апостольской церкви. Учитывая то, что долгие годы в Нагорном Карабахе не было русского храма и священника РПЦ, людям приходилось посещать армянские храмы. Во многих семьях сложилась такая ситуация, что родители и дети принадлежат к разным сестринским церквям. От этого обстоятельства только крепнет братство христианских народов.

Что касается посещений храма, то по воскресеньям обычно собирается несколько десятков прихожан. А на праздники могут собраться сто и более человек. Необходимо отметить, что до храма Рождества Христова приходится добираться на автобусе. Храм находится не в черте города, а в месте дислокации Миротворческого контингента.

Отец Пахомий. Фото предоставлено Александром Бордовым

— Как, на Ваш взгляд, чувствуют себя русские миротворцы в Арцахе? Как протекает их обыденная жизнь — параллельно со службой?

— Миротворцы чувствуют себя как дома, ведь никакого языкового барьера в Карабахе нет. Многие так и говорят, что не ощущают себя вне России. Как будто бы, говорят, и не уезжали. Миротворцы посещают храм Рождества Христова и мечеть, которую также возвели на территории РМК. Совместно с Русской общиной военнослужащие МС РФ провели целый ряд культурно-просветительских мероприятий. В том числе недавно мы вместе отпраздновали Рождество Христово, Крещение Господне, готовимся к Благовещению, к Пасхе. И, конечно, мы совместно отмечаем все общепринятые праздники. Особенно празднично мы отмечаем Новый Год, День Победы и День России. Не редко проводятся и просветительские мероприятия. Миротворцам есть чем поделиться с нашей молодёжью.

Русский православный храм Рождества Христова. Фото предоставлено Александром Бордовым

— Храмы, находящиеся на территориях, перешедших под контроль Азербайджана. Что с ними произойдёт, на Ваш взгляд? И что мы можем сделать сегодня, чтобы предотвратить полное исчезновение армянского следа с этих земель?

— Русская община высказывала свою обеспокоенность в этом вопросе ещё в начале прошлого года. Православные карабахцы не нуждаются в переписывании армянского духовного наследия. Долгие годы, как я уже отметил, в связи с отсутствием православных храмов славяне вынуждены были посещать армянские церкви. Русские и армяне — братья во Христе. Русская община осуждает переделывание и уничтожение армянского культурного наследия на карабахских территориях, перешедших под контроль Баку.

— Акопаванк. Что Вам известно об этом храмовом комплексе? И как Вы оцениваете значение этого древнего храма на территории Арцаха? Как община относится к идее возрождения Акопаванка? Готова ли способствовать этому?

— Мы готовы поддержать возрождение любого храма. Все мы — дети Божьи. Насколько мне известно, Акопаванк был одним из духовных центров. Я был в этом комплексе вместе с отцом Борисом. И посещение это произвело на меня большое впечатление. Необыкновенная атмосфера, намоленное место. У меня даже сохранились фотографии отца Бориса внутри храма. Прекрасно, что есть такая идея, инициатива по возрождению этого монастырского комплекса. Такая деятельность крайне важна для армянской нации, особенно сегодня.

Отец Борис. Акопаванк. Фото предоставлено Александром Бордовым

— РПЦ и ААЦ. Как стать ближе в духовном плане, невзирая на догматические расхождения? Что нужно для укрепления наших духовных связей?

— Догматические расхождения не касаются прихожан обеих сестринских церквей: Армянской апостольской и Русской православной. Все эти незначительные расхождения оставим священнослужителям и богословам. Мы — братья во Христе. Когда мы будем держать ответ перед Богом, все эти тонкости будут не столь важны. Мы — христиане, и это главное. В этом плане Русская община — показательный пример братства христианских народов.

— Как понять выражение «христианское братство и единство»? Какой смысл Вы в него вкладываете?

— Мы вместе молимся. Вместе исповедуемся и причащаемся. Сегодня есть Русский храм, и славяне вместе с армянами посещают воскресные богослужения. Мы едины перед Богом. Русская община — уникальная организация. Мы — пример как славянского братства, так и христианского. Но в нашей Общине есть и мусульмане. Пусть их не много, но они полноправные члены нашей общины. И это здорово.

Воскресное богослужение в храме. Фото предоставлено Александром Бордовым

— В чём нуждается Русская община? И как русская диаспора в России и за рубежом может поддержать Вас, членов общества и Вашу деятельность?

— Много сегодня насущных вопросов. Конечно, нам хотелось бы прежде всего, чтобы наши дети имели достойные условия для занятий по разным дисциплинам. Сегодня у нас нет хороших условий для реализации проекта «Русский мир», в рамках которого мы уже проводим бесплатные занятия по русскому языку для детей и взрослых. Нам обещали в кратчайшие сроки реконструировать бывший кинотеатр «Россия», где будет располагаться «Дом Русской Культуры». У нас появится, как представительство общины, так и возможность всесторонне подтянуть нашу молодёжь. По сути, это будет культурно-просветительский центр со своим концертным залом, с конференц-залом, с современной библиотекой и т.д. Сегодня для нас это самый важный вопрос.

Члены Русской общины Нагорного Карабаха. Фото предоставлено Александром Бордовым

Мариам Кочарян, специальный корреспондент Армянского музея Москвы в Ереване

Обложка: Русский православный храм Рождества Христова. Фото предоставлено Александром Бордовым

Александр Бордов: «Карабах для русских — родная земля». Интервью с главой Русской общины Нагорного Карабаха